АНДРА́ДИ ЖОЗЕ ОСВАЛД ДИ СОУЗА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДРА́ДИ (Andrade) Жозе Освалд ди Соуза (11.1.1890, Сан-Паулу – 22.10.1954, Рио-де-Жанейро), браз. писатель, журналист. Юрист по образованию. Один из создателей программы обновления браз. словесности, которую пропагандировал в Европе, Лат. Америке, США. Представитель браз. модернизма: сб-ки стихотворений «Сандаловое дерево» («Pau-brasil», 1925), «Первая тетрадь ученика от поэзии Освалда ди Андради» («Primeiro caderno do aluno da poesia Oswald de Andrade», 1927). Зачинатель нац. авангардистской урбанистич. прозы: романы «Сентиментальные воспоминания Жоана Мирамар» («Memorias sentimentais de João Miramar», 1914–23; опубл. в 1924), «Серафим Большой Мост» («Serafim Ponte Grande», 1929; опубл. в 1933); цикл «Нулевая отметка» («Marco zero»), включающий романы «Меланхолическая революция» («A revolução melancólica», 1943) и «Низ» («Chã o», 1945). Обращался к жанру авангардистской драмы для чтения: «Король свечи» («O rei da vela», 1933) и др. Сложившаяся под влиянием футуризма, кубизма, дадаизма поэтика А. опиралась на концепцию нового открытия Бразилии как пародийно-карнавализованного образа бытия. Особый смысл А. вкладывал в реформирование худож. языка: он насыщал свои произведения неологизмами, просторечиями, орфографич. ошибками, стремясь тем самым передать непреходящую первозданность мира. В эссе «Аркадия и Инконфиденсия» («A Arcádia e a Incofidência», 1945) и «Кризис мессианской философии» («A crise da filosofia messiánica», 1950) философия триумфального варварства («антропофагия») соединилась с апологией игровой сущности искусства.