ШЁСТРЁМ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЁСТРЁМ (Sjöström) Виктор Давид (20.9.1879, Вермланд – 3.1.1960, Стокгольм), швед. режиссёр, актёр, один из основоположников швед. кинематографа. В 1896–1912 осваивал актёрское ремесло, путешествуя по Швеции и Финляндии с бродячими труппами. В 1912 дебютировал в кино как актёр («Вампир») и режиссёр («Садовник», Ш. в гл. роли). Междунар. признание получил суровый социальный кинопортрет «Ингеборг Хольм» (1913). Один из первых начал снимать на натуре, в своих работах утверждая взаимосвязь природной стихии и человека, – «Терье Виген» (по одноим. поэме Г. Ибсена, 1917), «Горный Эйвинд и его жена» (1918). С 1917 сотрудничал с С. Лагерлёф; мистич. притча по её роману «Возница» (1921) – вершина творчества Ш., где проявилось новаторство киноязыка (виртуозная работа с многократной экспозицией, передающей призрачную атмосферу истории). В 1923 приглашён в Голливуд. Значит. картины этого периода – «Алая буква» (1926) и «Ветер» (1928, обе – с Л. Гиш), «Божественная женщина» (1928, в гл. роли Г. Гарбо). В 1930 вернулся в Швецию (звуковой ф. «Под красной мантией», 1937). В 1943–49 худ. рук. швед. киностудии «Svensk Filmindustri» (Сольна, близ Стокгольма). В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. работал в театре (участвовал в спектаклях по драмам Ф. Гарсии Лорки, А. Миллера). В 1957 исполнил роль проф. Борга в ф. «Земляничная поляна» И. Бергмана.