Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЁСТРЁМ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Р. Фурсеева
Архив БРЭ В.Д. Шёстрём в фильме «Земляничная поляна». 1957.

ШЁСТРЁМ (Sjöström) Вик­тор Да­вид (20.9.1879, Верм­ланд – 3.1.1960, Сток­гольм), швед. ре­жис­сёр, ак­тёр, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков швед. ки­не­ма­то­гра­фа. В 1896–1912 ос­ваи­вал ак­тёр­ское ре­мес­ло, пу­те­ше­ст­вуя по Шве­ции и Фин­лян­дии с бро­дя­чи­ми труп­па­ми. В 1912 де­бю­ти­ро­вал в ки­но как ак­тёр («Вам­пир») и ре­жис­сёр («Са­дов­ник», Ш. в гл. ро­ли). Ме­ж­ду­нар. при­зна­ние по­лу­чил су­ро­вый со­ци­аль­ный ки­но­порт­рет «Ин­ге­борг Хольм» (1913). Один из пер­вых на­чал сни­мать на на­ту­ре, в сво­их ра­бо­тах ут­вер­ждая взаи­мо­связь при­род­ной сти­хии и че­ло­ве­ка, – «Те­рье Ви­ген» (по од­но­им. по­эме Г. Иб­се­на, 1917), «Гор­ный Эй­винд и его же­на» (1918). С 1917 со­труд­ни­чал с С. Ла­гер­лёф; мис­тич. прит­ча по её ро­ма­ну «Воз­ни­ца» (1921) – вер­ши­на твор­че­ст­ва Ш., где про­яви­лось но­ва­тор­ст­во ки­но­язы­ка (вир­ту­оз­ная ра­бо­та с мно­го­крат­ной экс­по­зи­ци­ей, пе­редаю­щей при­зрач­ную ат­мо­сфе­ру ис­то­рии). В 1923 при­гла­шён в Гол­ли­вуд. Зна­чит. кар­ти­ны это­го пе­рио­да – «Алая бу­к­ва» (1926) и «Ве­тер» (1928, обе – с Л. Гиш), «Бо­же­ст­вен­ная жен­щи­на» (1928, в гл. ро­ли Г. Гар­бо). В 1930 вер­нул­ся в Шве­цию (зву­ко­вой ф. «Под крас­ной ман­ти­ей», 1937). В 1943–49 худ. рук. швед. ки­но­сту­дии «Svensk Filmin­du­stri» (Соль­на, близ Сток­голь­ма). В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. ра­бо­тал в те­ат­ре (уча­ст­во­вал в спек­так­лях по дра­мам Ф. Гар­сии Лор­ки, А. Мил­ле­ра). В 1957 ис­пол­нил роль проф. Бор­га в ф. «Зем­ля­нич­ная по­ля­на» И. Берг­ма­на.

Лит.: Pensel H. Seastrom and Stiller in Hollywood. N. Y., 1969; Florin B. Transition and transformation: V. Sjöström in Hollywood 1923–1930. Amst., 2013.

Вернуться к началу