Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯЗЫКОВА́Я СПОСО́БНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 652

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шахнарович

ЯЗЫКОВА́Я СПОСО́БНОСТЬ, од­но из клю­че­вых по­ня­тий пси­хо­лин­гви­сти­ки; мно­го­уров­не­вая ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ная функ­цио­наль­ная сис­те­ма, фор­ми­рую­щая­ся в пси­хи­ке но­си­те­ля язы­ка в про­цес­се он­то­ге­не­ти­че­ско­го раз­ви­тия. Дан­ное по­ня­тие вве­де­но в отеч. пси­хо­лин­гви­стич. шко­ле А. А. Ле­он­ть­е­вым, вос­хо­дит к идее Л. В. Щер­бы о «пси­хо­фи­зио­ло­гич. ре­че­вой ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­да» как «сис­те­ме по­тен­ци­аль­ных язы­ко­вых пред­став­ле­ний».

Су­ще­ст­ву­ет 2 осн. точ­ки зре­ния на при­ро­ду Я. с. Со­глас­но од­ной из них (рас­про­стра­нён­ной в амер. пси­хо­лин­гви­сти­ке), Я. с. за­ло­же­на био­ло­ги­че­ски и раз­ви­ва­ет­ся по ме­ре раз­ви­тия ре­бён­ка. На­про­тив, в со­от­вет­ст­вии с дру­гой (вы­ска­зан­ной в сов. пси­хо­лин­гви­сти­ке) – Я. с. есть со­ци­аль­ное по су­ти об­ра­зо­ва­ние, фор­ми­рую­щее­ся в про­цес­се раз­ви­тия дея­тель­но­сти об­ще­ния.

В Я. с. раз­ли­ча­ют­ся эле­мен­ты и уров­ни. Эле­мен­ты – это от­ра­жён­ные и обоб­щён­ные соз­на­ни­ем эле­мен­ты сис­те­мы язы­ка. От­ра­же­ни­ем се­ман­тич. от­но­ше­ний в язы­ке слу­жат пре­скрип­тор­ные пра­ви­ла (т. е. пра­ви­ла, пред­пи­сы­ваю­щие го­во­ря­ще­му то или иное упот­реб­ле­ние и со­че­та­ние эле­мен­тов), ко­то­ры­ми свя­за­ны эле­мен­ты Я. с. Эти пра­ви­ла име­ют скры­тый, не­осоз­на­вае­мый пси­хо­лин­гви­стич. ха­рак­тер. Уров­ни Я. с. – свя­зан­ные пре­скрип­тор­ны­ми пра­ви­ла­ми функ­цио­наль­ные под­сис­те­мы эле­мен­тов. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что уров­ни Я. с. со­от­вет­ст­ву­ют уров­ням сис­те­мы язы­ко­вой: мож­но вы­де­лить фо­не­тич., лек­сич., грам­ма­тич. уров­ни, в т. ч. сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный по­ду­ро­вень, син­так­сич. уро­вень. При изу­че­нии строе­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния Я. с. ис­сле­ду­ют­ся спо­соб ре­пре­зен­та­ции язы­ко­вой сис­те­мы в Я. с., пре­скрип­тор­ные пра­ви­ла вы­бо­ра эле­мен­тов, уст­рой­ст­во уров­ней Я. с., что да­ёт воз­мож­ность пол­нее пред­ста­вить пси­хо­лин­гви­стич. ме­ха­низ­мы ре­че­вой дея­тель­но­сти, функ­цио­ни­ро­ва­ние сис­те­мы язы­ка в ре­че­вом об­ще­нии.

Лит.: Ле­он­ть­ев А. А. Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы ре­чи // Об­щее язы­ко­зна­ние: Фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния, функ­ции, ис­то­рия язы­ка. М., 1970; Шах­на­ро­вич A. M., Лен­дел Ж.«Ес­те­ст­вен­ное» и «со­ци­аль­ное» в язы­ко­вой спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка // Из­вес­тия АН СССР. Сер. ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1978. Т. 37. № 3; Ав­ру­тин С. Ус­вое­ние язы­ка // Со­вре­мен­ная аме­ри­кан­ская лин­гвис­ти­ка: Фун­да­мен­таль­ные на­прав­ле­ния. М., 2010.

Вернуться к началу