ЯЗЫКОВА́Я СПОСО́БНОСТЬ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯЗЫКОВА́Я СПОСО́БНОСТЬ, одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития. Данное понятие введено в отеч. психолингвистич. школе А. А. Леонтьевым, восходит к идее Л. В. Щербы о «психофизиологич. речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений».
Существует 2 осн. точки зрения на природу Я. с. Согласно одной из них (распространённой в амер. психолингвистике), Я. с. заложена биологически и развивается по мере развития ребёнка. Напротив, в соответствии с другой (высказанной в сов. психолингвистике) – Я. с. есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения.
В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы – это отражённые и обобщённые сознанием элементы системы языка. Отражением семантич. отношений в языке служат прескрипторные правила (т. е. правила, предписывающие говорящему то или иное употребление и сочетание элементов), которыми связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистич. характер. Уровни Я. с. – связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни Я. с. соответствуют уровням системы языковой: можно выделить фонетич., лексич., грамматич. уровни, в т. ч. словообразовательный подуровень, синтаксич. уровень. При изучении строения и функционирования Я. с. исследуются способ репрезентации языковой системы в Я. с., прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней Я. с., что даёт возможность полнее представить психолингвистич. механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.