Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛОТТОГЕНЕ́З

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 254-255

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Бурлак

ГЛОТТОГЕНЕ́З (от греч. γλῶττα – язык и …ге­нез), про­цесс ста­нов­ле­ния че­ло­ве­че­ско­го язы­ка. Как и ко­гда он воз­ник, точ­но не­из­вест­но, тем не ме­нее дан­ные, на­ко­п­лен­ные разл. нау­ка­ми, по­зво­ля­ют от­сечь зна­чит. чис­ло оши­боч­ных ги­по­тез. Так, изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­сле­до­ва­ния да­ёт воз­мож­ность как ми­ни­мум по­ста­вить под со­мне­ние ги­по­те­зу о един­ст­вен­ной му­та­ции, обу­сло­вив­шей по­яв­ле­ние язы­ка: у по­зво­ноч­ных ге­не­ти­че­ски мо­жет быть за­ко­ди­ро­ва­на лишь пред­рас­по­ло­жен­ность к фор­ми­ро­ва­нию оп­ре­де­лён­ных по­ве­ден­че­ских на­вы­ков, са­мо же по­ве­де­ние (в т. ч. ком­му­ни­ка­тив­ное) вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся под влия­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды в оп­ре­де­лён­ные (т. н. чув­ст­ви­тель­ные, или кри­ти­че­ские) пе­рио­ды. Не су­ще­ст­ву­ет ге­на, в ко­то­ром бы со­дер­жа­лась вся ин­фор­ма­ция о язы­ке (хо­тя роль ге­на FOXP2 на 7-й хро­мо­со­ме в обес­пе­че­нии язы­ко­вой спо­соб­но­сти ве­ли­ка). Нет и спец. язы­ко­во­го ор­га­на – как по­ка­за­ли ис­сле­до­ва­ния, вы­пол­нен­ные на жи­вом моз­ге, язык пред­став­лен в нём как сис­те­ма взаи­мо­свя­зей ме­ж­ду ней­ро­на­ми разл. от­де­лов моз­га.

Це­лый ряд дан­ных, ко­то­рые пре­ж­де счи­та­лись клю­че­вы­ми для по­строе­ния ги­по­тез о про­ис­хо­ж­де­нии язы­ка (напр., сви­де­тель­ст­ва ору­дий­ной дея­тель­но­сти), ока­зал­ся на по­вер­ку не столь ин­фор­ма­тив­ным. Мн. ре­кон­ст­рук­ции уст­рой­ст­ва ре­че­во­го ап­па­ра­та на ос­но­ве ко­ст­ных ос­тан­ков ос­па­ри­ва­ют­ся.

Вме­сте с тем бо­лее чёт­ко об­ри­со­вал­ся круг тех эле­мен­тов строе­ния и по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, без ко­то­рых воз­ник­но­ве­ние язы­ка бы­ло бы не­воз­мож­но. В ча­ст­но­сти, для воз­ник­но­ве­ния язы­ка не­об­хо­ди­мы не толь­ко боль­шой по объ­ё­му мозг и на­ли­чие в нём зон Бро­ка и Вер­ни­ке (иг­раю­щих боль­шую роль в функ­цио­ни­ро­ва­нии язы­ка), но так­же зна­чит. раз­ви­тие фрон­таль­ных (и пре­фрон­таль­ных) от­де­лов ко­ры боль­ших по­лу­ша­рий; для чле­но­раз­дель­ной зву­ча­щей ре­чи нуж­на не толь­ко низ­ко рас­по­ло­жен­ная гор­тань, но и, напр., дос­та­точ­но тол­стый ка­нал в подъ­я­зыч­ной кос­ти (че­рез не­го про­хо­дят ней­ро­ны, управ­ляю­щие дви­же­ния­ми язы­ка), ши­ро­кий по­зво­ноч­ный ка­нал (даю­щий воз­мож­ность тон­ко­го управ­ле­ния ды­ха­ни­ем) и др. Кро­ме то­го, язык не мо­жет су­ще­ст­во­вать без т. н. тео­рии ума (зна­ния о зна­ни­ях др. осо­би), а так­же без спо­соб­но­сти к под­ра­жа­нию (обес­пе­чи­вае­мой т. н. зер­каль­ны­ми ней­ро­на­ми). По-ви­ди­мо­му, фор­ми­ро­ва­ние всех не­об­хо­ди­мых для воз­ник­но­ве­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния язы­ка ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. и ког­ни­тив­ных черт не пред­ше­ст­во­ва­ло по­яв­ле­нию язы­ка, а шло од­но­вре­мен­но с ним, в хо­де взаи­мо­обу­слов­ли­ваю­щей эво­лю­ции. Ис­сле­до­ва­ния ком­му­ни­ка­ции разл. ви­дов жи­вот­ных – как в ес­те­ст­вен­ной сре­де, так и в ус­ло­ви­ях спе­ци­аль­но по­став­лен­ных экс­пе­ри­мен­тов – да­ли воз­мож­ность сфор­му­ли­ро­вать не­ко­то­рые за­ко­но­мер­но­сти уст­рой­ст­ва ком­му­ни­ка­тив­ных сис­тем, а так­же вы­яви­ли не­за­уряд­ные ког­ни­тив­ные спо­соб­но­сти при­ма­тов, что по­зво­ли­ло луч­ше пред­ста­вить се­бе те ис­ход­ные воз­мож­но­сти, на ко­то­рых долж­но бы­ло ба­зи­ро­вать­ся раз­ви­тие че­ло­ве­че­ско­го язы­ка. Построены компьютерные модели некоторых этапов становления языка.

Проб­ле­ма Г. не мо­жет быть ре­ше­на без ре­ше­ния проб­лем ан­тро­по­ге­не­за. Мне­ние, что язык сфор­ми­ро­вал­ся имен­но у че­ло­ве­ка ра­зум­но­го, ны­не не яв­ля­ет­ся об­ще­приз­нан­ным, т. к. су­щест­ву­ют разл. точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но то­го, с ка­ко­го мо­мен­та ком­му­ни­ка­тив­ную си­сте­му уже мож­но счи­тать на­стоя­щим язы­ком.

Наи­бо­лее пер­спек­тив­ным пред­став­ля­ет­ся под­ход, рас­смат­ри­ваю­щий Г. как часть комп­лек­са при­спо­соб­ле­ний к то­му, что­бы де­лать умо­за­клю­че­ния на ос­но­ве на­блю­де­ний; эта спо­соб­ность воз­ра­ста­ет у выс­ших при­ма­тов и до­сти­га­ет наи­боль­ше­го раз­ви­тия у че­ло­ве­ка. У об­ществ. жи­вот­ных, ка­ки­ми яв­ля­ют­ся обезья­ны, ком­му­ни­ка­тив­ная си­сте­ма ста­ла под­спорь­ем для то­го, что­бы все чле­ны груп­пы мо­гли вос­поль­зо­вать­ся на­блю­де­ния­ми каж­до­го; клю­че­вую роль в эво­лю­ции язы­ка сы­гра­ла имею­щая­ся у выс­ших при­ма­тов спо­соб­ность к ис­поль­зо­ва­нию не­врож­дён­ных (со­зда­вае­мых по хо­ду де­ла) зна­ков – они обес­пе­чи­ли воз­мож­ность вклю­че­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та в сфе­ру ком­му­ни­ка­ции. На­ко­пле­ние опы­та и за­креп­ле­ние его в ком­му­ни­ка­тив­ной си­сте­ме яви­лось осн. дви­жу­щей си­лой глот­то­ге­не­за.

Лит.: The evolution of language out of pre-lan­guage / Ed. T. Givón, B. F. Malle. Amst.; Phil., 2002; Language evolution / Ed. M. H. Chris­ti­an­sen, S. Kirby. Oxf., 2003; Language origins: perspectives on evolution / Ed. M. Tallerman. Oxf., 2005.

Вернуться к началу