ГЛОТТОГЕНЕ́З
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛОТТОГЕНЕ́З (от греч. γλῶττα – язык и …генез), процесс становления человеческого языка. Как и когда он возник, точно неизвестно, тем не менее данные, накопленные разл. науками, позволяют отсечь значит. число ошибочных гипотез. Так, изучение механизмов наследования даёт возможность как минимум поставить под сомнение гипотезу о единственной мутации, обусловившей появление языка: у позвоночных генетически может быть закодирована лишь предрасположенность к формированию определённых поведенческих навыков, само же поведение (в т. ч. коммуникативное) вырабатывается под влиянием окружающей среды в определённые (т. н. чувствительные, или критические) периоды. Не существует гена, в котором бы содержалась вся информация о языке (хотя роль гена FOXP2 на 7-й хромосоме в обеспечении языковой способности велика). Нет и спец. языкового органа – как показали исследования, выполненные на живом мозге, язык представлен в нём как система взаимосвязей между нейронами разл. отделов мозга.
Целый ряд данных, которые прежде считались ключевыми для построения гипотез о происхождении языка (напр., свидетельства орудийной деятельности), оказался на поверку не столь информативным. Мн. реконструкции устройства речевого аппарата на основе костных останков оспариваются.
Вместе с тем более чётко обрисовался круг тех элементов строения и поведения человека, без которых возникновение языка было бы невозможно. В частности, для возникновения языка необходимы не только большой по объёму мозг и наличие в нём зон Брока и Вернике (играющих большую роль в функционировании языка), но также значит. развитие фронтальных (и префронтальных) отделов коры больших полушарий; для членораздельной звучащей речи нужна не только низко расположенная гортань, но и, напр., достаточно толстый канал в подъязычной кости (через него проходят нейроны, управляющие движениями языка), широкий позвоночный канал (дающий возможность тонкого управления дыханием) и др. Кроме того, язык не может существовать без т. н. теории ума (знания о знаниях др. особи), а также без способности к подражанию (обеспечиваемой т. н. зеркальными нейронами). По-видимому, формирование всех необходимых для возникновения и функционирования языка анатомо-физиологич. и когнитивных черт не предшествовало появлению языка, а шло одновременно с ним, в ходе взаимообусловливающей эволюции. Исследования коммуникации разл. видов животных – как в естественной среде, так и в условиях специально поставленных экспериментов – дали возможность сформулировать некоторые закономерности устройства коммуникативных систем, а также выявили незаурядные когнитивные способности приматов, что позволило лучше представить себе те исходные возможности, на которых должно было базироваться развитие человеческого языка. Построены компьютерные модели некоторых этапов становления языка.
Проблема Г. не может быть решена без решения проблем антропогенеза. Мнение, что язык сформировался именно у человека разумного, ныне не является общепризнанным, т. к. существуют разл. точки зрения относительно того, с какого момента коммуникативную систему уже можно считать настоящим языком.
Наиболее перспективным представляется подход, рассматривающий Г. как часть комплекса приспособлений к тому, чтобы делать умозаключения на основе наблюдений; эта способность возрастает у высших приматов и достигает наибольшего развития у человека. У обществ. животных, какими являются обезьяны, коммуникативная система стала подспорьем для того, чтобы все члены группы могли воспользоваться наблюдениями каждого; ключевую роль в эволюции языка сыграла имеющаяся у высших приматов способность к использованию неврождённых (создаваемых по ходу дела) знаков – они обеспечили возможность включения индивидуального опыта в сферу коммуникации. Накопление опыта и закрепление его в коммуникативной системе явилось осн. движущей силой глоттогенеза.