МАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИ́ЙСКИЕ ЯЗЫКИ́, название четырёх наречий и двух литературных языков марийцев, относящихся к финно-волжским языкам. Распространены в Республике Марий Эл, Башкирии, Татарии, Кировской, Свердловской, Нижегородской областях, Пермском крае и некоторых др. регионах РФ. Общее число говорящих 487,9 тыс. чел. (2002, перепись).
На горном наречии говорят на юго-западе Республики Марий Эл; оно включает горный (правобережье Волги) и лесной (левобережье) диалекты. Северо-западное (ветлужское) наречие, близкое горному, распространено на северо-востоке Нижегородской обл. и юго-западе Кировской обл. Число говорящих на этих наречиях ок. 38 тыс. чел. Луговое наречие имеет йошкар-олинский (центр Республики Марий Эл), волжский (юг Республики Марий Эл), моркинско-сернурский (восток Республики Марий Эл), пектубаевский (север Республики Марий Эл), сардаяльско-арборский (крайний восток Республики Марий Эл) и пижанский (юг Кировской обл.) диалекты. Вост. наречие распространено за пределами Республики Марий Эл – к востоку от р. Вятка в бассейне Камы и её притоков, вплоть до Урала. Число говорящих на луговом и вост. наречиях ок. 450 тыс. чел.
Горное и луговое наречия имеют лит. формы: горно-мар. яз. (на основе козьмодемьянского говора горного диалекта) и луговой мар. яз. (на базе моркинско-сернурского диалекта), являющиеся государственными в Республике Марий Эл.
Наиболее значит. различия между лит. М. я. в области фонетики: в вокализме лугового мар. яз. 8 гласных фонем, горно-марийского – 10; в консонантизме лугового мар. яз. 19 согласных фонем, в горно-марийском дополнительно имеются «т’», «ц», «ф», «х»; для лугового мар. яз. характерна лабиальная гармония гласных (см. Сингармонизм), для горно-марийского – палатальная; в луговом мар. яз. ударение в большинстве случаев падает на последний полный гласный, в горно-марийском ударным является предпоследний слог.
Отмечается ряд морфологич. различий. В луговом мар. яз. 9 падежей, в горно-марийском – 10; функции падежей в языках различаются. В луговом мар. яз. 4 суффикса мн. ч. (-влак, -шамыч, -мыт, -ла), в горно-марийском – один (-вла), который в отличие от -влак пишется со словами слитно. В луговом мар. яз. превосходная степень прилагательных выражается аналитич. формой со словом «эн», в горно-марийском – со словом «сек»; напр., луговое «эн сай» – горно-марийское «сек яжо» ‘самый хороший’. В мар. глагольной системе 2 инфинитива – основной на -аш (в обоих языках) и инфинитив долженствования – на -ман в луговом мар. яз. и на -мыла в горно-марийском (ср. «толман» – «толмыла» ‘надо прийти’). Не всегда совпадают личные окончания глаголов, особенно в утвердит. и отрицат. форме глаголов 3-го лица мн. ч. в 1-м прош. вр. Продуктивные наклонения в обоих языках – индикатив, императив и дезидератив, в горно-марийском дополнительно представлен кодиционалис. Ок. 80% лексики – общие для горного и лугового наречий.
Начало формирования лит. языков марийцев относится к 1870-м гг. и связано с деятельностью переводч. комиссии (1869–1913) православного Братства свт. Гурия. Ею издано 43 книги на мар. наречиях, в осн. переводы с рус. яз. книг религ. содержания и первые мар. буквари. На дальнейшее развитие лит. языков оказало влияние издание выпусков «Марла календаря» (1907–13), в которых начали публиковаться первые мар. худож. произведения.
Мар. письменность основана на кириллице. В 1775 вышла первая печатная мар. грамматика, в которой для передачи мар. фонетич. системы были употреблены буквы рус. алфавита и неск. дополнит. букв. В нач. 19 в. А. Альбинский, переводчик христианских книг с рус. яз. на мар. яз., попытался усовершенствовать письменность. В 1837 вышла его «Черемисская грамматика», в которой впервые был опубликован кириллич. мар. алфавит из 39 букв. В 1930–32 предпринималась попытка перевести письменность на лат. графич. основу, но она успеха не имела. В 1938 Мар. НИИ языка разработал совр. алфавиты и орфографию мар. языков.