ПОСО́БИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСО́БИЯ социальные, денежные выплаты по системе социального обеспечения, представляющие собой социальную поддержку гражданам в установленных законом случаях. П., в отличие от пенсий, временно заменяют или дополняют в виде социальной поддержки осн. источники средств существования (заработную плату, пенсию).
П. как одна из форм жизнеобеспечения людей, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства в силу возраста (дети, старики) либо состояния здоровья (нетрудоспособные), существовали с древних времён, хотя и не всегда были формализованы в виде соответствующих актов. По мере усложнения социальных связей в обществе к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи со стороны государства прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономич. отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. Содержание престарелых и нетрудоспособных, детей-сирот, длительное время осуществлявшееся в рамках семьи, а в деревнях – и в общине, с развитием феодализма в России дополнялось предоставлением социальной помощи в натуральной форме, а также путём помещения нуждающихся в этом в богадельни, инвалидные и сиротские дома, содержавшиеся за счёт благотворительности и пожертвований, в т. ч. под надзором и попечением духовенства. Рабочие во время болезни получали помощь в рамках цехового (союзного) призрения либо в разл. формах взаимопомощи. С распадом общинной и корпоративно-цеховой организации применение наёмного труда и признание его товаром привели к необходимости организации гос. системы социальной защиты работников с возложением на предпринимателей части расходов в случаях прекращения или приостановления работниками трудовой деятельности по болезни (получении увечья). Гос. социальное страхование наёмных работников, получившее наиболее полное развитие в Германии, обеспечивало рабочих П. почти во всех случаях утраты ими заработка (законы о страховании: на случай болезни 1883, от несчастных случаев 1884, по инвалидности и по старости 1889). Вслед за Германией такие законы стали приниматься и в др. европ. странах.
В России, за исключением ж.-д. рабочих и горнорабочих, в определённой мере обеспеченных на случай увечья и болезни (закон 1861), вся остальная масса фабрично-заводских рабочих (но только на больших фабриках) имела право лишь на пользование больницей и мед. помощью. Поэтому рабочие минимизировали для себя и семьи последствия болезни и безработицы в порядке самопомощи и товарищеской организации. В 1903 утверждены Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской пром-сти. Назначение П. производилось по добровольному соглашению сторон, в противном случае – в судебном порядке. В 1912 приняты законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании от несчастных случаев» и др., по которым для рабочих – членов больничных касс вводились П. в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счёт взносов в эти кассы. Размер П. составлял: по болезни – от 2/3 до 1/4 дневного заработка; в связи с родами – 1/2 дневного заработка за 2 нед до родов и 4 нед после родов; в связи со смертью – от 20- до 30-кратного дневного заработка умершего. Если рабочий не был членом кассы, то он получал П. только в связи с увечьем на произ-ве. После Окт. революции 1917 система социального обеспечения была упразднена и получила своё развитие новая система – страхование за счёт средств предпринимателей, которая была распространена на всех наёмных работников и на все виды потери трудоспособности, в т. ч. и в случае материнства, с возмещением по меньшей мере полного заработка. Положение ВЦИК и СНК РСФСР «О страховании на случай безработицы» (1917) предусматривало выплату П. по безработице, декрет СНК РСФСР «О страховании на случай болезни» (1917) – выплату П. при болезнях, родах, по случаю смерти работника и др. В условиях Гражд. войны 1917–22 был осуществлён переход от социального страхования (система которого так и не сложилась) к гос. социальному обеспечению. Положением о социальном обеспечении трудящихся (1918) учреждалась система обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужого труда, при врем. утрате средств существования вследствие нетрудоспособности, постоянной утрате трудоспособности, безработице не по вине работника. Декретом СНК РСФСР «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» (1921) система социального страхования распространялась на наёмных работников по случаю врем. и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти за счёт предприятий, организаций и частных лиц, использующих наёмный труд. Декретом СНК РСФСР «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» (1921) были установлены выплата П. по врем. нетрудоспособности застрахованным в размере фактич. заработка, дополнительные П. роженицам (единовременное П. на предметы ухода, пособие на кормление ребёнка). В 1921 принят декрет СНК РСФСР «О социальном обеспечении при безработице». В этом же году были введены П. на погребение застрахованных и членов их семей. Далее в истории Сов. государства обеспечение отд. видами П. совершенствовалось. Так, напр., в 1931 установлены выплаты в виде ежемесячных П. нетрудоспособным членам семей красноармейцев; позднее появляются П. по переобучению и переквалификации лицам с ограниченной трудоспособностью (1932) и т. д. С принятием в 1936 Конституции СССР было закреплено функционирование в СССР гос. системы социального обеспечения и права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120). В этом же году введены ежемесячные П. многодетным матерям (при рождении седьмого и каждого следующего ребёнка). В годы Вел. Отеч. войны принимались нормативные акты о назначении и выплате П. военнослужащим, распространении законодательства о социальном их обеспечении на некоторые категории рабочих и служащих. В 1944 введены ежемесячные П. одиноким матерям, единовременные, а затем ежемесячные П. при рождении третьего и каждого следующего ребёнка. С сер. 1950-х гг. вопросы назначения и выплаты социальных П. решались в осн. в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (1955). П. выплачивались: по врем. нетрудоспособности; по беременности и родам; на рождение ребёнка; на погребение; по переквалификации. Позднее были введены ежемесячные П.: на детей военнослужащих срочной службы (1963); на детей малообеспеченным семьям с учётом среднего совокупного дохода семьи (1974); инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, достигшим 16-летнего возраста, и на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет (1979). Положением о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям (1970) предусматривался дифференцированный размер единовременных и ежемесячных П. матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего и каждого последующего ребёнка. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (1970), кодексы законов о труде союзных республик закрепляли право всех рабочих и служащих на обязат. гос. социальное страхование с обеспечением П.: по врем. нетрудоспособности; по беременности и родам; по случаю рождения ребёнка; на погребение. Положение о порядке обеспечения пособиями по гос. социальному страхованию (1984) содержало условия и порядок назначения П.: по врем. нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребёнка; по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года; на детей малообеспеченным семьям; на погребение.
Распад СССР и реформирование в России экономич. отношений привели к созданию в нач. 1990-х гг. самостоят. специализир. внебюджетных социальных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Гос. фонда занятости населения (ликвидирован в 2001), финансовые средства которых стали источниками для выплат большинства социальных П. В 21 в. при существующей в стране системе многочисл. гос. П. нет единого законодат. определения для всех их видов, как нет и единого федерального закона по их назначению и выплате. Как правило, каждому виду П. (или их группе) соответствует федеральный закон. Так, обеспечение семейными пособиями, пособием по врем. нетрудоспособности осуществляется федеральными законами: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995) и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (2006). Обеспечение П. по безработице осуществляется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), П. на погребение – Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» (1996) и т. д. Субъекты РФ за счёт региональных бюджетов могут устанавливать дополнит. выплаты по П., установленным федеральным законодательством, и вводить иные пособия.
На федеральном уровне установлены: пособие по врем. нетрудоспособности; пособие по безработице; единовременное пособие мед. работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей; единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения; единовременное пособие гражданам, привлечённым для борьбы с терроризмом; ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих воен. службу по контракту; единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим воен. службу, при увольнении с воен. службы; единовременное пособие вынужденным переселенцам; единовременное пособие беженцам; пособие на погребение.
Среди П., установленных законодательством РФ, особое место занимают семейные пособия: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в мед. учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребёнка; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком; ежемесячное пособие на ребёнка; единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью; единовременное пособие для граждан из числа детей-сирот; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воен. службу по призыву; ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего воен. службу по призыву.
Все виды П. ежегодно индексируются, а в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, – с применением этих коэффициентов. Правом на получение пособий, имеющих в каждом случае строго целевое назначение, при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане РФ, указанные в законе категории иностр. граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России.
Все виды П. различаются по срокам и источнику выплаты. Первая группа П. (по врем. нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице) выплачивается с целью оказания социальной поддержки в течение непродолжительного периода времени вместо заработка, утраченного по уважительной причине. Размеры таких П. соизмеряются с осн. источниками средств существования и могут быть равны утраченному заработку или приближаться к нему. Вторая группа П. (ежемесячные пособия одиноким и многодетным матерям, по случаю рождения ребёнка, на погребение и др.) выплачивается как дополнит. социальная поддержка к осн. источникам средств существования (заработной плате, пенсии) или к первой группе пособий. Размер таких П. устанавливается в твёрдой сумме и определяется с учётом дополнительных затрат. Третья группа П. (ежемесячные пособия детям военнослужащих срочной службы) выплачивается как социальная поддержка при отсутствии осн. источников средств существования.
По продолжительности выплаты П. могут быть единовременными (пособие женщине, вставшей на учёт в ранние сроки беременности; пособие на погребение) и ежемесячными (пособие на ребёнка, пособие по безработице), а также периодическими (пособие по врем. нетрудоспособности).
В зависимости от источника средств выплаты П. могут назначаться за счёт средств централизов. внебюджетных фондов обязат. социального страхования или за счёт бюджетных средств.
Практика применения социальных П. в нац. системах социального обеспечения отличается значит. разнообразием, что обусловлено разным уровнем экономич. развития. Социальные П., подобные российским, устанавливаются практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономич. отношений. Система социального обеспечения функционирует гл. обр. по принципу страхования – по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, наличием детей, на случай безработицы и т. д. Как правило, действуют две системы социального страхования: обязательное (полное или частичное) и добровольное. Одновременно действует предоставление социальной помощи как за счёт средств бюджета, так и в рамках благотворительности. Во многих странах «третьего мира» не существует страхования на случай безработицы, выплата П. по болезни, беременности и родам возложена зачастую на работодателя. Получают развитие разл. формы взаимопомощи (в т. ч. и в рамках семьи) и самоорганизации, благотворительности. Какой-либо единой модели предоставления социальной помощи из средств гос. бюджета не существует, поскольку её финансирование зависит от возможностей нац. экономики.