МОДЕСТИ́Н
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДЕСТИ́Н (Modestinus) Геренний, рим. юрист и гос. деятель сер. 3 в. Предположительно уроженец одной из грекоговорящих провинций, возможно Далмации, – одна из его работ, самая значительная по объёму, была написана на греч. яз. («Excusationum libri VI»). Ученик Ульпиана. Занимал высшие гос. должности (в 226–244 префект). Впервые упоминается в рескрипте имп. Гордиана III (240) как юрист, имевший в числе немногих право (т. н. jus respondendi) давать свои толкования и решения по гражд. спорам как бы от имени императора. В 426 законом о цитировании сочинениям 5 юристов, в т. ч. и сочинениям М., была придана обязательная юридич. сила – с их работами и практич. рекомендациями необходимо было считаться при вынесении решения по сложным и не урегулированным правом делам. Отрывки из его работ (345 фрагментов) вошли в состав Дигест. М. внёс существенный вклад в формулирование некоторых вопросов юридич. доктрины и практики.
Самое фундаментальное из определений права, уясняющих способы его происхождения и оформления, – положение М. о том, что «всё право сотворено договором, установлено необходимостью или закреплено обычаем» (Дигесты, 1.3.40). Важным источником права в рим. древности был закон, оформляемый постановлением нар. собрания. «Закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает», – разъяснял М. некоторые из его важных общественно полезных функций. Закон отличался от обычая тем, что имел чёткую, письменно фиксированную форму, тогда как обычай можно считать неписаным законом (lex non scripta). Некоторые из устойчивых и неизменных обычаев и правовых принципов относились к разряду своеобразных законов. Так, принцип талиона (равновозмездности, равного воздаяния за содеянное) так и назвали – законом талиона (lex talionis), а право сильного (кулачное право) именовалось «законом в руке» (lex in manibus). Далеко за пределами Рима было известно определение, которое М. дал брачному союзу: «Союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом» (Дигесты, 23.2.1). Несмотря на то обстоятельство, что это определение принадлежало юристу-язычнику, оно вошло в ср.-век. кормчие книги Киевской Руси и др. стран с православной религ. традицией.