ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА ПРА́ВА
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА ПРА́ВА, одно из направлений новоевропейской юриспруденции, рассматривающее право как особое образование, закономерно возникающее и развивающееся из самобытного «народного духа». Зародилась в Германии в кон. 18 в. Родоначальник И. ш. п. – проф. Гёттингенского ун-та Г. Гуго, её теоретики – Ф. К. фон Савиньи, Г. Ф. Пухта. Выступала против мировоззренческих и политико-юридич. принципов Великой франц. революции, утверждавших превосходство человеческой воли над обстоятельствами и традициями; отвергала веру в изначально данное и неизменное естественное право, общественный договор, а также рационализм Просвещения, который представлял разум силой, способной по собственному усмотрению создавать пригодное для всех эпох и народов позитивное право.
Рассматривая проблемы возникновения и эволюции права, его взаимосвязи с др. феноменами социокультуры, с жизнью конкретного народа, И. ш. п. придерживалась позиции, что право возникает лишь в человеческом обществе, но возникает спонтанно. Своим происхождением оно не обязано исключительно воле законодателя; соответственно действующие в стране правовые нормы не исчерпываются только суммой предписаний, диктуемых обществу сверху властями предержащими. Право развивается автономно через стихийное образование потребных людям норм, обычаев, привычек общения; эти нормы добровольно принимаются и усваиваются народом, ибо оказываются адекватными специфич. условиям именно его образа жизни. Акты законодат. власти дополняют существующее право, но «сделать» его изначально и полностью не могут. Становление и жизнь юридич. норм и институтов – своего рода объективный ход вещей. Он совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к нуждам и запросам времени, – людям лучше не вмешиваться в него, держаться исстари заведённых и освящённых опытом столетий порядков. Ценности сохранения предпочтительней ценностей изменения. Вместе с движением нац. духа и в зависимости от него постепенно происходят преобразования в праве. Динамика права сродни вырастанию организма из своего зародыша; вся история права – медленное, постепенное раскрытие той субстанции, которая, будто зерно, покоится в почве нар. духа. На первом этапе своего развития право принимает форму обычая, на втором – становится предметом обработки учёных-правоведов. Их усилия имеют принципиальное значение: с ними правоведение становится носителем нар. духа, получающим воплощение в праве. Правовым установлениям свойственно совпадение их осн. стадий и этапов эволюции со спецификой течения нар. жизни, высшей формой организации которой выступает государство: «…Этим органическим свойством право обладает также и в своём поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю» (Г. Ф. Пухта).
Для представителей И. ш. п. назначение действующих в государстве юридич. институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка в обществе. Позитивные законы, законодательство бессильны бороться со встречающимся в жизни злом – в лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политич. структуры. Задача законодателя – точно выражать «общее убеждение нации», при этом условии правовые нормы будут обладать достоинством священного, приобретут самодовлеющее значение.
В филос.-юридич. конструкциях И. ш. п., чьи практические политич. позиции являлись консервативно-романтическими, положит. роль играла критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности и неподвижности права, а также понимание правовых институтов в качестве особых образований, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.