АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮСТИ́ЦИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮСТИ́ЦИЯ, система специальных судебных или квазисудебных органов, гл. задача которых – контроль за законностью действий и решений органов публичной власти (государственных и муниципальных) и их должностных лиц. Законодательством устанавливается определённый процессуальный порядок рассмотрения административно-правовых споров в сфере публичной власти (см. Административный процесс).
А. ю. сложилась в 19 в. как необходимый элемент правового государства, в числе принципов которого провозглашалась гарантированность прав и свобод граждан от неправомерных действий органов публичной, прежде всего исполнительной, власти. В разных странах организац. структура А. ю. различна. В одних государствах существует самостоятельная, независимая от судов общей юрисдикции система специализир. адм. судов, в других эти суды действуют лишь в качестве первоначальной инстанции, разрешающей адм. спор, решения которой могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.
Во Франции самостоят. система А. ю. включает региональные и специализир. адм. трибуналы, действующие в качестве первой инстанции. Второй инстанцией являются пять апелляционных трибуналов. Высший орган А. ю. – Гос. совет. Адм. трибунал рассматривает жалобы на акты органов исполнительной власти, как индивидуальные, так и нормативные. Не подлежат рассмотрению лишь акты, имеющие силу закона, одобренные специальным законом, и акты судов общей юрисдикции. Трибунал может признать обжалуемый акт полностью или частично недействительным.
В ФРГ обособленную от судов общей юрисдикции систему адм. судов представляют: земельные адм. суды, рассматривающие по первой инстанции осн. массу адм. споров, имеющих публичный характер; специализир. суды (патентный, по делам социального обеспечения, по налогам и др.), также рассматривающие дела по первой инстанции; Высший адм. суд земли – кассационная инстанция по отношению к земельному адм. суду; Федеральный адм. суд – высшая инстанция А. ю. Подаче жалобы в земельный адм. суд должно предшествовать рассмотрение жалобы соответствующего лица в органе администрации. Адм. суд может рассматривать жалобы на индивидуальные адм. акты, а также на нормативные акты управления, нарушившие права граждан или организаций. В адм. суд не могут быть обжалованы законодательные и судебные (судов общей юрисдикции) акты; компетенция адм. судов не распространяется на те случаи, когда имеют место дискреционные полномочия (см. Дискреционная власть) соответствующего органа управления.
В Великобритании нет обособленной системы А. ю. Функции А. ю. в качестве судов первой инстанции осуществляют независимые от администрации трибуналы (по подоходному налогу, по нац. службе, здравоохранению, по социальному обеспечению и социальным пособиям, промышленные и др.). Апелляции на решения трибунала могут быть поданы в соответствующий апелляционный трибунал, а в ряде случаев – непосредственно в суд общего права. Решения трибунала могут быть обжалованы по вопросам права в Высший суд, в Совет трибуналов, а затем в Палату лордов. Вместе с тем гражданин вправе обращаться с жалобой на действия администрации в суд общей юрисдикции, поскольку любое незаконное действие администрации может быть судом аннулировано.
В США в рамках органов гос. администрации действуют квазисудебные органы специальной юрисдикции – адм. трибуналы (промышленные, земельные, налоговые, транспортные, лесные и др.), рассматривающие адм. споры. Надзор за их деятельностью осуществляет Нац. совет трибуналов. Решения адм. трибунала могут быть обжалованы в адм. порядке (соответствующему министру либо в специально созданный апелляционный трибунал) либо в суд общей юрисдикции.
В Рос. империи специальной системы органов А. ю. в виде обособленных судов не было. Некоторые функции А. ю. осуществляли смешанные губернские присутствия (они рассматривали споры по земским, крестьянским, гор. делам, по фабричным делам, жалобы на полицейские постановления), а также 1-й деп-т Сената. Подавляющая часть адм. споров рассматривалась в адм. порядке. Впервые проект Закона об адм. судах был одобрен Врем. правительством в 1917, однако он не вступил в силу в связи с революц. событиями. В годы сов. власти доктрина А. ю. не получила офиц. признания и рассматривалась как правовой институт, чуждый социалистич. строю. Судебный контроль за законностью действий и решений органов гос. управления в СССР долгие годы практически отсутствовал и ограничивался рассмотрением жалоб на действия органов записи гражд. состояния и нотариусов (дела особого производства по ГПК РСФСР 1964). Конституция СССР 1977 (ст. 58) закрепила право граждан обжаловать в суд неправомерные действия гос. органов и должностных лиц в порядке, предусмотренном законом, однако соответствующий союзный закон был принят лишь в 1987. В РФ в 1993 был принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Таким образом, был введён судебный контроль за индивидуальными и нормативными актами гос. управления. Право гражданина на судебную защиту от неправомерных действий органов гос. власти, местного самоуправления, обществ. объединений и должностных лиц гарантировано Конституцией РФ 1993 (ст. 46). Жалобы граждан на действия и решения органов гос. власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции в порядке гражд. судопроизводства в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002) и ГПК РФ (2002).