ДИСКРЕЦИО́ННАЯ ВЛАСТЬ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИСКРЕЦИО́ННАЯ ВЛАСТЬ, дискреционные полномочия (от франц. discrétionnaire – зависящий от личного усмотрения), предоставленное законом право гос. органов и должностных лиц действовать по собственному усмотрению, выбирая варианты решений в пределах их полномочий. Термин «Д. в.» обычно связывают с понятием «государственная власть» (гл. обр. – исполнительная ветвь власти). Д. в. принадлежит чиновникам, относящимся к высшим и средним рангам гос. службы. Вместе с тем дискреционные полномочия могут быть предоставлены муниципальным служащим определённых рангов в пределах полномочий муниципальных образований и их органов, администрации предприятий, а также должностным лицам некоммерческих и иных объединений. В соответствии с уставом некоммерческой организации или решениями её высших органов они могут наделяться правом решать некоторые вопросы от имени организации (но полномочия корпоративной власти организации они могут использовать только в отношении её членов). В таких организациях Д. в. – внутр. дело организаций, и право предоставлять дискреционные полномочия даётся не правовыми актами (законами и др.), а решениями организации.
Законодательство разл. стран, в т. ч. России, предоставляет органам государства, администрации гос. учреждений, предприятий, должностным лицам, а также муниципальным образованиям и их должностным лицам право принимать решения двоякого рода: 1) в виде нормативных регламентарных актов (напр., правила дорожного движения, правила пользования метрополитеном, установление тарифов на определённые виды товаров); 2) в виде индивидуальных актов адм. или финансового характера (напр., о предоставлении разного размера субсидий, о выдаче водительского удостоверения). Нередко закон обязывает должностных лиц перед принятием решений провести консультации с заинтересованными лицами и организациями. Кроме того, закон иногда требует обязательного обоснования адм. решения (напр., во Франции закон «О мотивировании административных актов...», 1979). Обжалование такого адм. акта возможно по подчинённости и в суд (в ряде зарубежных стран – только в спец. адм. суды). Обжалованию обычно не подлежат лишь внутриучрежденческие акты, малозначительные по своему характеру и потому не оказывающие существенного влияния на положение лица.
В Рос. Федерации возможность дискреционных полномочий (без употребления этого термина) признана разл. законами и подзаконными нормативными актами, их использование широко распространено в повседневной практике. Пределы дискреционных полномочий органов, учреждений, должностных лиц регулируются законодательством, относящимся к разным сферам общественной жизни: трудовым законодательством (в области труда); законодательством о пенсиях (в сфере пенсионного обеспечения); законодательством об образовании (в области образования); законодательством о воен. службе (в отношении военнослужащих) и т. д.