Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРАГО́СА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 409-410

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Д. Л. Лопатников

САРАГО́СА (Zaragoza), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ис­па­нии, адм. центр ав­то­ном­но­го со­об­ще­ст­ва (об­лас­ти) Ара­гон и пров. Са­ра­го­са. Нас. 666,1 тыс. чел. (2014; в т. ч. 15% – им­ми­гран­ты). Рас­поло­жен в цен­тре об­шир­ной рав­ни­ны, на р. Эб­ро и Ара­гон­ском ка­на­ле. Узел ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. ма­ги­ст­ра­лей; вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Мад­рид и Ле­ри­да (2003), Бар­се­ло­на (2007). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (1947). Лёг­кое мет­ро «Тран­вия» (2011).

Ос­но­ва­на рим­ля­на­ми в 24 до н. э. как колония Це­за­рау­гу­ста (Colonia Cae­sa­rau­gusta – Ко­ло­ния имп. Ав­гу­ста). С 452 н. э. под вла­стью све­вов, с 466 – вест­го­тов. Ок. 714 за­хва­че­на му­суль­ма­на­ми, дол­гое вре­мя слу­жи­ла опор­ным пунк­том в их борь­бе с хри­сти­ан­ски­ми ко­ро­лев­ст­ва­ми. По­сле рас­па­да Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та центр не­за­ви­си­мой тай­фы

 >>
. В 1118 от­воё­ва­на ко­ро­лём Ара­го­на и На­вар­ры Аль­фон­со I Вои­те­лем
 >>
, с нач. 12 в. сто­ли­ца ко­ро­лев­ст­ва Ара­гон. До 1492 в С. про­жи­ва­ла мно­го­числ. об­щи­на иу­де­ев. По­сле объ­е­ди­не­ния Ис­па­нии с нач. 16 в. ут­ра­ти­ла преж­нее зна­че­ние. Во вре­мя вой­ны исп. на­ро­да про­тив франц. ок­ку­па­ции пе­ре­жи­ла две оса­ды фран­цу­зов (июнь – авг. 1808, дек. 1808 – янв. 1809, по­сле 2-й оса­ды го­род пал). С 1982 сто­ли­ца ав­то­ном­но­го со­об­ще­ст­ва Ара­гон.

Замок Альхаферия в Сарагосе. 11–12 вв.

От др.-рим. ко­ло­нии со­хра­ни­лась ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка цен­тра. В ср.-век. ар­хи­тек­ту­ре – сле­ды мав­ри­тан­ско­го вли­я­ния: баш­ня Тор­ре­хон де-ла-Асу­да (916), за­мок Аль­ха­фе­рия (11–12 вв.) с ме­че­тью 11 в. В сти­ле му­де­хар

 >>
церк­ви Сан-Хиль (12–13 вв.), Сан-Паб­ло (1259), Сан­та-Ма­рия-Ма­гда­ле­на, Сан-Ми­гель-де-лос-На­вар­рос (обе нач. 14 в.), мост Пу­эн­те-де-Пьед­ра (1447). В сти­ле пла­те­ре­ско
 >>
 – пор­тал ц. Сан­та-Эн­гра­сия (1505–19, ар­хи­тек­то­ры Х. и Д. Мор­ла­не­сы), зда­ние бир­жи (Лон­ха, 1551), двор­цы Ка­са-де-ла-Ре­аль-Маэ­ст­ран­са-де-Кабальерия (1537–47) и др. Со­бор Ла-Сео (1119–1550, фа­сад кон. 17 в. в сти­ле эрре­ре­ско
 >>
, баш­ня – 1685, по про­ек­ту Дж. Б. Кон­ти­ни). В сти­ле ба­рок­ко
 >>
церк­ви Нуэ­ст­ра-Синь­о­ра-дель-Пи­лар (1681 – кон. 19 в., арх. Ф. де Эр­ре­ра, в ин­терье­ре – го­тич. ре­таб­ло
 >>
из але­ба­ст­ра, мас­тер Д. Фор­мент, фре­ски Ф. Гойи
 >>
, 1771–72, Ф. Бай­еу, 1781–82), Сан-Кай­е­та­но (1678), Сан-Фе­ли­пе (1691). В сти­ле клас­си­циз­ма
 >>
 – Ар­хи­епи­скоп­ский дво­рец (фа­сад – 1787), ц. Сан-Фер­нан­до-де-Тор­ре­ро (1799). Сре­ди по­стро­ек в сти­ле мо­дерн
 >>
: зда­ние Центр. рын­ка (1901, арх. Ф. На­вар­ро Пе­рес), муз. киоск (ар­хи­тек­то­ры Х. и М. Мар­ти­нес де Уба­го Ли­сар­ра­га), мно­го­числ. жи­лые зда­ния. Зда­ние те­ле­фон­ной стан­ции (1924–26, ар­хи­тек­то­ры И. де Кар­де­нас Пас­тор, Х. М. Ар­риль­я­га де ла Ве­га), Ра­ту­ша (1965, арх. Х. А. Бель­оч) и др.

Сре­ди ву­зов – Ун-т С. (1542), Ун-т Сан-Хор­хе (2005; не­го­су­дар­ст­вен­ный; в сев. при­го­ро­де Виль­я­ну­эва-де-Галь­е­го). Биб­лио­теч­ная сис­те­ма (вклю­ча­ет 24 биб­лио­те­ки); Б-ка Ара­го­на (1920). Му­зеи рим. пе­рио­да: терм (1983), Фо­ру­ма (1995), Рим. те­ат­ра (2003); др. му­зеи: Са­ра­го­сы (1911), го­бе­ле­нов «Ла-Сео» (1932), эт­но­гра­фич., ке­ра­ми­ки (оба 1956), «Пи­лар» (1977; в ц. Пи­лар), па­лео­нто­ло­гиче­ский (1985), «Тор­ре Нуэ­ва» (в па­мять о раз­ру­шен­ном Ара­гон­ском двор­це; 1986), Паб­ло Сер­ра­но (Прин­ца Ас­ту­рий­ско­го; 1994), ка­та­лон­ско­го скуль­п­то­ра П. Гар­га­льо (1995), ху­до­же­ст­вен­ные «Центр ис­то­рии» (2003) и «Ибер­ка­ха Ка­мон Ас­нар» (2008); ог­ня и пла­ме­ни (2008), епар­хи­аль­ный С. (2011). Вы­ста­воч­ный зал мэ­рии (в зда­нии 1541–1551). Те­ат­ры: «Прин­си­паль» (1799; дра­ма, опе­ра, му­зы­ка, та­нец), «Мер­ка­до» (1928, муль­ти­жан­ро­вый), «Тран­вия» (1987, в С. с 1996; дра­ма; ба­зи­ру­ет­ся в зда­нии те­ат­ра «Эс­тась­он»), «Ну­эво те­ат­ро Ар­бо­ле» (2008, для де­тей и юно­ше­ст­ва). В С. в 1896 снят один из пер­вых исп. филь­мов («Вы­ход с днев­ной мес­сы из церк­ви Пи­лар в Са­ра­госе»). Дво­рец кон­грес­сов «Auditorio» (1994; в т. ч. ис­поль­зу­ет­ся как кон­церт­ная пло­щад­ка). Бо­та­нич. сад им. Хавь­е­ра Вин­туй­се­на (ве­дёт ис­то­рию с 1796). Реч­ной ак­ва­ри­ум (2008; один из са­мых боль­ших пре­сно­вод­ных ак­ва­риу­мов в Ев­ро­пе).

Спор­тив­ные клу­бы: фут­боль­ный «Ре­ал Са­ра­го­са» (1932) – 6-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Ис­па­нии (1964–2004) и об­ла­да­тель Куб­ка Куб­ков (1995), при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Ро­ма­ре­да» (1957; ок. 34,5 тыс. мест); ганд­боль­ный «Ба­лон­ма­но Ара­гон» (2003) и бас­кет­боль­ный «Са­ра­го­са» (2002), оба вы­сту­па­ют в за­ле «Принц Фелипе» (1990; ок. 10,7 тыс. мест).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, куль­ту­ра и ту­ри­стич. биз­нес. В 2008 в го­ро­де про­шла Все­мир­ная вы­став­ка «Экспо»; к её от­кры­тию был по­стро­ен Ме­ж­ду­нар. тор­го­вый центр. Осн. ви­ды ту­риз­ма: куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный, де­ло­вой (вы­став­ки, кон­грес­сы, кон­фе­рен­ции и др.), со­бы­тий­ный [12 ок­тяб­ря в го­ро­де про­хо­дит фес­ти­валь «Пи­лар» (Св. Де­вы Ма­рии), один из са­мых из­вест­ных в стра­не; в его рам­ках про­во­дит­ся Фес­ти­валь совр. му­зы­ки]. Ор­га­ни­зац. центр круп­но­го рай­она оро­шае­мо­го зем­ле­де­лия (вы­ра­щи­ва­ние фрук­тов, ово­щей и др.).

Важ­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный центр. Пром. пред­при­ятия раз­ме­ща­ют­ся гл. обр. в ин­ду­ст­ри­аль­ных пар­ках при­го­род­ной зо­ны. Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние. Сре­ди круп­ней­ших пред­при­ятий – за­во­ды: амер. ком­па­нии «General Motors» (про­из-во лег­ко­вых и ма­ло­тон­наж­ных гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей мар­ки «Opel»), инд. «Tata Motors» (ав­то­бу­сы), исп. «Construcciones y Auxiliar de Fer­ro­carriles» (элек­тро­по­ез­да для мет­ро­по­ли­те­на, пас­са­жир­ские ва­го­ны) и герм. «Bosch und Siemens Hausgeräte» (бы­то­вые элек­тро­при­бо­ры). Ком­па­нии «Ge­neral Motors» и франц. «PSA Peugeot Citroёn» со­вме­ст­но осу­ще­ст­в­ля­ют со­ору­же­ние ав­то­мо­биль­но­го за­во­да (ввод в экс­плуа­та­цию на­ме­чен на 2016). Про­из-во сталь­но­го и алю­ми­ние­во­го про­ка­та и ли­тья, ав­то­ком­плек­тую­щих, под­шип­ни­ков, элек­тро­тех­нич., элек­трон­но­го, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го и стро­ит. обо­ру­до­ва­ния, ём­ко­стей для хи­мич. ве­ществ, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, ла­ков и кра­сок, крем­ний­ор­га­нич. смол, хи­мич. средств за­щи­ты рас­те­ний, цел­лю­ло­зы и бу­ма­ги, стро­ит. ма­те­риа­лов, оде­ж­ды, обу­ви, мат­ра­сов, про­дук­тов пи­та­ния, шо­ко­ла­да, пи­ва; ре­монт с.-х. тех­ни­ки.

Лит.: Laborda Yneva J. Zaragoza: guía de arquitectura. Zaragoza, 1995.

Вернуться к началу