ЗА́ЛЬЦГИТТЕР
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗА́ЛЬЦГИТТЕР (Salzgitter), город в Германии, земля Нижняя Саксония. Население 104,2 тыс. чел. (2019). Расположен на юге Северо-Германской низменности, у сев. подножия средневысотных гор Центр. Германии. Значит. транспортный узел. Через З. проходит несколько автодорог и железнодорожных линий, в т. ч. автобан Гамбург – Брауншвайг – Кассель – Вюрцбург. Аэропорт местного значения (к северу от гор. района З. – Ватенштедт). Небольшой порт на ответвлении Среднегерманского канала.
История
Cолеварни близ дер. Гиттер (Gitter; ныне квартал З.) впервые упоминаются в 1125. Около 1350 возникшему вокруг них поселению, которое именовалось Зольт-то-Гитере (Solt to Gytere), было предоставлено гор. право и дано разрешение построить стену, окружённую рвом и валом. Около 1522 З. перешёл к герцогству Брауншвейг и лишился гор. права. С присоединением в 1803 к Пруссии права города З. были возвращены, но после передачи в 1815 королевству Ганновер вновь аннулированы. С 1830 благодаря наличию термальных минеральных источников З. развивался как бальнеологический курорт (в нач. 21 в. южный район З. – Бад территориально обособлен от др. адм. районов; действует музей курорта). В 1866 он вошёл в состав Пруссии на правах коммуны. В 1926–28 к З. были присоединены сельские общины Форзальц и Либенхалль, после чего в 1929 он вновь получил статус города. В 1936 в состав З. вошёл Кништедт, в 1938 – сельская коммуна Гиттер.
Наличие в районе совр. З. крупных по запасам месторождений железных руд (известны с 14 в.) имело определяющее значение для развития города. Из-за низкого содержания железа в руде, сложных условий добычи и др. металлургическое производство в З. до 1930-х гг. не развивалось. В 1937 в связи с подготовкой нацистской Германии к войне решением правительства в З. был основан государственный горнодобывающий и металлургич. концерн «Reichswerke Hermann Göring AG» – одно из ключевых предприятий герм. военно-промышленного комплекса. Для обеспечения благоприятных условий его развития 1.4.1942 к З. были присоединены 6 сельских общин окр. Гослар (Байнум, Флахштёкхайм, Грос-Манер, Хоэнроде, Олендорф, Рингельхайм) и 21 сельская община окр. Вольфенбюттель (Барум, Беддинген, Блеккенштедт, Брухмахтерсен, Кальбет, Дрютте, Энгельштедт, Энгероде, Гебхардсхаген, Халлендорф, Херте, Иммендорф, Лебенштедт, Лессе, Лихтенберг, Лобмахтерсен, Остерлинде, Реппнер, Зальдер, Тиде-Штетербург, Ватенштедт). Созданный таким образом крупный город (пл. св. 220 км2, нас. более 100 тыс. чел.) получил назв. Ватенштедт-Зальцгиттер (Watenstedt-Salzgitter). В годы 2-й мировой войны город подвергался интенсивным налётам брит. и амер. авиации. 10.4.1945 Ватенштедт-Зальцгиттер был взят амер. войсками. В 1949–50 союзнич. комиссией по репарациям принято решение демонтировать осн. металлургич. предприятия города, а не поддающиеся демонтажу производства взорвать, чтобы не допустить возрождения герм. воен. потенциала. Стихийное выступление рабочих, вставших на защиту заводов, заставило оккупац. администрацию отказаться от этих планов. В 1950 был создан герм. гос. концерн, взявший на себя управление быв. «Reichswerke Hermann Göring AG» (в 1961 получил назв. «Salzgitter AG»; в 1989 куплен концерном «Preussag AG», в 1992–98 назв. «Preussag Stahl AG», с 1998 – концерн «Salzgitter AG Stahl und Technologie»). В 1951 город получил совр. назв.; в 1974 в его состав были переданы две общины окр. Вольфенбюттель (Юфинген, Зауинген).
Архитектура
Возникший как «город-рудник», З. имеет уникальную для герм. городов планировочную структуру: на его территории разбросаны рудники, пром. предприятия, жилые кварталы, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Пустоты между отд. гор. кварталами, выросшими из территориально рассредоточенных населённых пунктов, во 2-й пол. 20 в. широко использовались в сельском хозяйстве, к нач. 21 в. лишь некоторые из них были полностью застроены. В З. хорошо развита социальная инфраструктура (считается одним из самых благоустроенных герм. городов). Осн. часть гор. застройки относится к 20 в. От более ранних построек сохранились отд. здания и группы сооружений в разных районах совр. З., в т. ч. замок Вассербург (11 в.), руины крепости Лихтенберг (1180), паломническая церковь в Энгероде (1236; фрески), лютеранская церковь Святых Марии и Иакова (1481), замок Рингельхайм (быв. бенедиктинский мон. Святых Абдона и Сенена; барочная церковь 1694; цокольный этаж 10 в., б. ч. интерьера 16–18 вв.), быв. женский монастырь в Штетербурге (основан в 1003; церковь 1751–53), Ратуша в Лебенштедте (1959–63). Памятник «Башня труда» (1995, скульптор Ю. Вебер).
Центры науки и культуры
З. – значительный центр прикладных НИОКР, высшего и спец. технич. образования. Высшая проф.-технич. школа З. (наиболее известна образовательными программами по подготовке специалистов в области транспорта), многопрофильная проф.-технич. школа «Friedenberg». Институт прикладной физики, н.-и. лаборатории «Salzgitter AG Stahl und Technologie» и ряда др. фирм корпоративной сети «Salzgitter AG». Гор. музей и гор. худож. собрание (в здании дворца Зальдер, 1608, перестроен в 1695, в районе З. – Зальдер). Молодёжный театр.
Хозяйство
Основная часть работающих занята в сфере услуг (всего немногим более 50%, что значительно ниже, чем в большинстве др. крупных герм. городов). В З. располагаются штаб-квартиры большой группы компаний (преим. металлургич. и машиностроит. профиля), образующих «Salzgitter AG» (в т. ч. «Salzgitter Stahl und Technologie», «Salzgitter Flachstahl», «Mannesmann Grossrohr», «Salzgitter Mannesmann Stahlhandel», «Salzgitter Maschinenbau», «Salzgitter Mannesmann International»), вторую по масштабам производства металлургическую корпорацию Германии после «Thyssenkrupp». З. – резиденция Федерального ведомства Германии по защите от радиоактивного излучения; в городе размещаются головные офисы ряда крупных консалтинговых фирм («CES Consulting Engineers Salzgitter» и др.), IT-компаний («ITS IT-Service Salzgitter»), страховых обществ, рекламных агентств. З. – крупнейший в Германии за пределами Рурского индустриального района центр чёрной металлургии. Комбинат полного металлургич. цикла «Salzgitter Flachstahl» (произ-во стали 4,6 млн. т, проката 3,5 млн. т, 2018) с последней трети 20 в. использует импортную железную руду (св. 97% в нач. 21 в.). Вторая ключевая отрасль промышленности – транспортное машиностроение. После Второй мировой войны в З. получило развитие железнодорожное вагоностроение (завод компании «Linke – Hoffmann – Busch», LHB; ныне принадлежит франц. локомотиво- и машиностроительному концерну «Alstom»), с 1960-х гг. – автомобилестроение. Автозавод компании «Volkswagenwerk Salzgitter» (в районе З. – Беддинген, с 1969; принадлежит концерну «Volkswagen») производит комплектующие для др. автозаводов, а также является ведущим моторостроит. предприятием концерна (с 1970 на заводе освоено производство более 270 типов бензиновых и дизельных двигателей, в 2017 произведено 1,5 млн. шт.); наряду с автомобильными производятся также и судовые двигатели (до 5 тыс. шт. в год). Др. крупный автозавод «MAN Truck&Bus» (построен в 1964 брауншвейгской фирмой «Büssing Automobilwerke», в 1971 поглощена концерном MAN) – ведущее герм. предприятие по выпуску шасси и др. автокомплектующих для грузовиков средней и большой грузоподъёмности и автобусов. С 2010-х гг. на базе мощностей концерна «Salzgitter AG» совместно с автомобильными компаниями реализуется проект «Initiative automotive» (Автомобильная инициатива) по разработке новых технологических решений в производстве материалов для кузова, шасси и трансмиссии автомобилей. На базе чёрной металлургии создан крупный комплекс металлоёмких производств общего и тяжёлого машиностроения. Предприятия фирм «Salzgitter Maschinenbau», «Voith Turbo», «Flüssiggas – Anlagen» выпускают оборудование для горнодобывающей, нефтяной, химич. промышленности, транспортные системы, газовые заправочные станции и др. Компания «Möhlenhoff» (штаб-квартира и осн. производство в З.) – один из ведущих в Германии производителей отопительного оборудования, гл. производитель электроконвекторов для «тёплых полов». Электротехнич. и радиоэлектронная промышленность развивалась в тесной связи с автомобилестроением. Крупнейший комплекс электротехнич. предприятий – заводы концерна «Robert Bosch», которые производят электрооборудование для автомобилей, а также навигационные системы, аудиосистемы и разнообразную бытовую технику; выпускают (с 2005) электронные системы – управления бензинового впрыска («DI-Motronik») и впрыска топлива для двигателей, работающих на сжатом природном газе (т. н. «Bi-Fuel»). В З. развито производство оптич. и измерительных приборов, а также микроэлектронная промышленность (предприятия корпорации «Infineon Technologies» и небольших специализир. электронных фирм). Предприятия химической (производство аммиака, химич. средств защиты растений и др.) и фармацевтич. промышленности.