ЗА́ЛЬЦГИТТЕР
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ЗА́ЛЬЦГИТТЕР (Salzgitter), город в Германии, земля Нижняя Саксония. Нас. 107 тыс. чел. (2007). Расположен на юге Северо-Германской низменности, у сев. подножия средневысотных гор Центр. Германии. Значит. транспортный узел. Через З. проходит неск. автодорог и ж.-д. линий, в т. ч. автобан Гамбург – Брауншвайг – Кассель – Вюрцбург. Аэропорт местного значения (к северу от гор. района З. – Ватенштедт). Небольшой порт на ответвлении Среднегерманского канала.
Cолеварни близ дер. Гиттер (Gitter; ныне квартал З.) впервые упоминаются в 1125. Ок. 1350 возникшему вокруг них поселению, которое именовалось Зольт-то-Гитере (Solt to Gytere), было предоставлено гор. право и дано разрешение построить стену, окружённую рвом и валом. Ок. 1522 З. перешёл к герцогству Брауншвейг и лишился гор. права. С присоединением в 1803 к Пруссии права города З. были возвращены, но после передачи в 1815 королевству Ганновер вновь аннулированы. С 1830 благодаря наличию термальных минер. источников З. развивался как бальнеологич. курорт (в нач. 21 в. юж. район З. – Бад территориально обособлен от др. адм. районов; действует музей курорта). В 1866 он вошёл в состав Пруссии на правах коммуны. В 1926–28 к З. были присоединены сельские общины Форзальц и Либенхалль, после чего в 1929 он вновь получил статус города. В 1936 в состав З. вошёл Кништедт, в 1938 – сельская коммуна Гиттер.
Наличие в районе совр. З. крупных по запасам месторождений железных руд (известны с 14 в.) имело определяющее значение для развития города. Из-за низкого содержания железа в руде, сложных условий добычи и др. металлургич. произ-во в З. до 1930-х гг. не развивалось. В 1937 в связи с подготовкой нацистской Германии к войне решением правительства в З. был основан гос. горнодобывающий и металлургич. концерн «Reichswerke Hermann Göring AG» – одно из ключевых предприятий герм. воен.-пром. комплекса. Для обеспечения благоприятных условий его развития 1.4.1942 к З. были присоединены 6 сельских общин окр. Гослар (Байнум, Флахштёкхайм, Грос-Манер, Хоэнроде, Олендорф, Рингельхайм) и 21 сельская община окр. Вольфенбюттель (Барум, Беддинген, Блеккенштедт, Брухмахтерсен, Кальбет, Дрютте, Энгельштедт, Энгероде, Гебхардсхаген, Халлендорф, Херте, Иммендорф, Лебенштедт, Лессе, Лихтенберг, Лобмахтерсен, Остерлинде, Реппнер, Зальдер, Тиде-Штетербург, Ватенштедт). Созданный таким образом крупный город (пл. св. 220 км2, нас. более 100 тыс. чел.) получил назв. Ватенштедт-Зальцгиттер (Watenstedt-Salzgitter). В годы 2-й мировой войны город подвергался интенсивным налётам брит. и амер. авиации. 10.4.1945 Ватенштедт-Зальцгиттер был взят амер. войсками. В 1949–50 союзнич. комиссией по репарациям принято решение демонтировать осн. металлургич. предприятия города, а не поддающиеся демонтажу производства взорвать, чтобы не допустить возрождения герм. воен. потенциала. Стихийное выступление рабочих, вставших на защиту заводов, заставило оккупац. администрацию отказаться от этих планов. В 1950 был создан герм. гос. концерн, взявший на себя управление быв. «Reichswerke Hermann Göring AG» (в 1961 получил назв. «Salzgitter AG»; в 1989 куплен концерном «Preussag AG», в 1992–98 назв. «Preussag Stahl AG», с 1998 – концерн «Salzgitter AG Stahl und Technologie»). В 1951 город получил совр. назв.; в 1974 в его состав были переданы две общины окр. Вольфенбюттель (Юфинген, Зауинген).
Возникший как «город-рудник», З. имеет уникальную для герм. городов планировочную структуру: на его территории разбросаны рудники, пром. предприятия, жилые кварталы, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Пустоты между отд. гор. кварталами, выросшими из территориально рассредоточенных населённых пунктов, во 2-й пол. 20 в. широко использовались в с. х-ве, к нач. 21 в. лишь некоторые из них были полностью застроены. В З. хорошо развита социальная инфраструктура (считается одним из самых благоустроенных герм. городов). Осн. часть гор. застройки относится к 20 в. От более ранних построек сохранились отд. здания и группы сооружений в разных районах совр. З., в т. ч. замок Вассербург (11 в.), руины крепости Лихтенберг (1180), паломническая церковь в Энгероде (1236; фрески), лютеранская ц. Святых Марии и Иакова (1481), замок Рингельхайм (быв. бенедиктинский мон. Святых Абдона и Сенена; барочная церковь 1694; цокольный этаж 10 в., б. ч. интерьера 16–18 вв.), быв. женский монастырь в Штетербурге (основан в 1003; церковь 1751–53), Ратуша в Лебенштедте (1959–63). Памятник «Башня труда» (1995, скульптор Ю. Вебер).
З. – значительный центр прикладных НИОКР, высшего и спец. технич. образования. Высшая проф.-технич. школа З. (наиболее известна образовательными программами по подготовке специалистов в области транспорта), многопрофильная проф.-технич. школа «Friedenberg». Ин-т прикладной физики, н.-и. лаборатории «Salzgitter AG Stahl und Technologie» и ряда др. фирм корпоративной сети «Salzgitter AG». Гор. музей и гор. худож. собрание (в здании дворца Зальдер, 1608, перестроен в 1695, в районе З. – Зальдер). Молодёжный театр.
Б. ч. работающих занята в сфере услуг (всего немногим более 50%, что значительно ниже, чем в большинстве др. крупных герм. городов). В З. располагаются штаб-квартиры большой группы компаний (преим. металлургич. и машиностроит. профиля), образующих АО «Salzgitter AG» (в т. ч. «Salzgitter AG Stahl und Technologie», «Salzgitter Flachstahl GmbH», «Salzgitter Grossrohre GmbH», «Salzgitter Stahlhandel GmbH», «Salzgitter Maschinenbau GmbH», «Salzgitter International GmbH»), вторую по масштабам производства металлургическую корпорацию Германии после «ThyssenKrupp AG». З. – резиденция Федерального ведомства Германии по защите от радиоактивного излучения; в городе размещаются головные офисы ряда крупных консалтинговых фирм («Salzgitter Consult GmbH», «Salzgitter Wildplan Consulting» и др.), страховых обществ, рекламных агентств. З. – крупнейший в Германии за пределами Рурского индустриального р-на центр чёрной металлургии. Комбинат полного металлургич. цикла (мощности по произ-ву чугуна 1,8 млн. т, стали 2,0 млн. т, проката 1,7 млн. т; загрузка производственных мощностей в нач. 21 в. снижается) с последней трети 20 в. использует импортную железную руду (св. 97% в нач. 21 в.). Вторая ключевая отрасль пром-сти – транспортное машиностроение. После 2-й мировой войны в З. получило развитие ж.-д. вагоностроение (завод компании «Linke – Hoffmann – Busch GmbH», LHB; ныне принадлежит франц. локомотиво- и машиностроит. концерну «Alstom»), с 1960-х гг. – автомобилестроение. Автозавод MAN AG (построен в 1964 брауншвейгской фирмой «Büssing Automobilwerke AG», в 1971 поглощена концерном MAN AG) – ведущее герм. предприятие по выпуску грузовиков средней грузоподъёмности и автобусов. Мощности подразделения по произ-ву грузовиков («MAN Nutzfahrzeuge») достигают 15 тыс. шт. в год (2006); в 1999 начата сборка большегрузных автомобилей MAN TGA (грузоподъёмностью от 18 до 50 т; за 1999–2006 выпущено св. 50 тыс. шт.). Автозавод выпускает также автобусы, автомобили спец. назначения, тягачи, шасси автомобилей. Др. крупный автозавод компании «Volkswagenwerk Salzgitter» (в районе З. – Беддинген, с 1969; принадлежит концерну «Volkswagenwerke AG») осуществляет сборку автомобилей «Фольксваген», произ-во комплектующих для др. автозаводов, а также является ведущим моторостроит. предприятием концерна (с 1970 по 2006 на заводе освоено произ-во 270 типов бензиновых и дизельных двигателей); наряду с автомобильными производятся также и судовые двигатели (до 5 тыс. шт. в год; подразделение «Volkswagen Marine»). С 2005 на базе завода компании «Salzgitter Flachstahl GmbH» реализуется пилотный проект «Car Cycling» (инвестировано ок. 20 млн. евро) совместного предприятия корпораций «Volkswagenwerke AG» и «Salzgitter AG» по переработке подержанных автомобилей (проектная мощность переработки до 400 тыс. автомобилей в год; гл. цель – покрыть недостачу металлопроката для автозаводов «Volkswagenwerke AG» в Германии). На базе чёрной металлургии создан крупный комплекс металлоёмких производств общего и тяжёлого машиностроения. Предприятия фирм «Salzgitter Maschinenbau GmbH», «Salzgitter Anlagenbau GmbH», «Flussiggas – Anlagen GmbH» выпускают оборудование для горнодобывающей, нефтяной, химич. пром-сти, газовые заправочные станции и др. Компания «Möhlenhoff Wärmetechnik GmbH» (штаб-квартира и осн. произ-во в З.) – один из ведущих в Германии производителей отопительного оборудования, гл. производитель электроконвекторов для «тёплых полов». Электротехнич. и радиоэлектронная пром-сть развивалась в тесной связи с автомобилестроением. Крупнейший комплекс электротехнич. предприятий – заводы концерна «Robert Bosch GmbH», которые производят электрооборудование для автомобилей, а также навигационные системы, аудиосистемы и разнообразную бытовую технику; выпускают (с 2005) электронные системы – управления бензинового впрыска («DI-Motronik») и вспрыска топлива для двигателей, работающих на сжатом природном газе (т. н. «Bi-Fuel»). В З. развито также произ-во оптич. и измерительных приборов. В 1990–2000-е гг. получила развитие микроэлектронная пром-сть (предприятия амер. корпорации «Infineon Technologies» и небольших специализир. электронных фирм). Предприятия химической (произ-во аммиака, химич. средств защиты растений и др.) и фармацевтич. промышленности.