Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́ТИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 285-286

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Баранчиков

ПО́ТИ, го­род в зап. час­ти Гру­зии, на юге края Са­мег­ре­ло – Зе­мо-Сва­не­ти. Нас. 47,7 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен на Кол­хид­ской низ­мен­но­сти, в устье р. Рио­ни, на по­бе­ре­жье Чёр­но­го мо­ря. Важ­ный транс­порт­ный узел. Ко­неч­ная ж.-д. стан­ция на ли­нии Се­на­ки – По­ти. Че­рез го­род про­хо­дит нац. ав­то­трас­са Се­на­ки – По­ти – Ба­ту­ми – Сар­пи (на гра­ни­це с Тур­ци­ей). Гл. мор. порт стра­ны. Дей­ст­ву­ют па­ром­ные пе­ре­пра­вы: ав­то­мо­биль­но-же­лез­но­до­рож­ные с пор­та­ми Иль­и­чёвск (Ук­раи­на) и Керчь (Рос­сия) и ав­то­мо­биль­ные с пор­та­ми Но­во­рос­сийск (Рос­сия), Бур­гас (Бол­га­рия) и Ри­зе (Тур­ция). Аэ­ро­порт.

Со­глас­но ле­ген­де, на тер­ри­то­рии совр. го­ро­да П. на­хо­дил­ся ла­герь ар­го­нав­тов. На ру­бе­же 7–6 вв. до н. э. на этом мес­те воз­ник­ла греч. ко­ло­ния Фа­зис (Фа­сис). С сер. 1-го тыс. до н. э. вхо­ди­ла в со­став Кол­хи­ды. В 6–2 вв. до н. э. Фа­зис был од­ной из ко­неч­ных то­чек Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти и иг­рал важ­ную роль в тор­го­вых свя­зях ме­ж­ду при­чер­но­мор­ски­ми стра­на­ми и Ин­ди­ей. С нач. 1 в. до н. э. – в со­ста­ве Пон­тий­ско­го цар­ст­ва. Во вре­мя 3-й Мит­ри­да­то­вой вой­ны (74–63 до н. э.) по­пал под власть Рим. им­пе­рии. По­сле при­ня­тия Гру­зи­ей хри­сти­ан­ст­ва (ок. 326 н. э.) во­шёл в под­чи­не­ние Греч. епар­хии. В 4 в. в Фа­зи­се су­ще­ст­во­ва­ла Кол­хид­ская ака­де­мия (т. н. Выс­шая ри­то­рич. шко­ла). Совр. назв. го­ро­да из­ве­ст­но с 8–9 вв. С 562 в со­ста­ве Ви­зант. им­пе­рии, с кон. 7 в. – Араб. ха­ли­фа­та, с нач. 10 в. – Аб­хаз­ско­го цар­ст­ва, с нач. 11 в. – объ­е­ди­нён­но­го Груз. цар­ст­ва. С 1220-х гг. в со­ста­ве Монг. им­пе­рии, с кон. 14 в. – им­пе­рии Ти­му­ри­дов. В 1578 за­хва­чен тур­ка­ми (пе­ре­име­но­ван в Фаш, зна­чи­тель­но ук­ре­п­лён, пре­вра­тил­ся в один из осн. фор­по­стов Ос­ман­ской им­пе­рии на Кав­ка­зе; дей­ст­во­вал ры­нок ра­бов). В 1640 вос­ста­нов­ле­на власть груз. кня­зей, в 1723 вновь под вла­стью ту­рок. Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1768–74 без­ус­пеш­но оса­ж­дал­ся рос. вой­ска­ми в 1770 и 1771. В 1809 во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1806–12 кре­пость ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла, но по Бу­ха­ре­ст­ско­му ми­ру 1812 П. воз­вра­щён Ос­ман­ской им­пе­рии. В 1828 во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1828–29 кре­пость сда­лась, П. окон­ча­тель­но во­шёл в со­став Рос. им­пе­рии. Го­род вхо­дил в Гру­зи­но-Име­ре­тин­скую гу­бер­нию (1840–46), Ку­та­ис­скую гу­бер­нию (1846–1918). В 1858 по­лу­чил ста­тус го­ро­да-пор­та. В 1871 от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии По­ти – Кви­ри­лы. При гор. го­ло­ве Н. Я. Ни­ко­лад­зе (1894–1912) про­ве­де­на ко­рен­ная ре­кон­ст­рук­ция го­ро­да, по­строе­ны со­бор, те­атр, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод, элек­тро­стан­ция и мно­гое др., на­ча­лась пол­но­цен­ная ра­бо­та мор. пор­та (строи­тель­ст­во ве­лось в 1899–1907). В нач. 20 в. че­рез мор. порт осу­ще­ст­в­лял­ся экс­порт мар­ган­це­вых руд и ка­мен­но­го уг­ля. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны в но­яб. 1914 под­верг­ся об­стре­лу су­да­ми тур. фло­та, но не был взят. В мае 1918 в П. под­пи­са­но со­гла­ше­ние ме­ж­ду Гер­ма­ни­ей и Гру­зи­ей (пер­вое ди­пло­ма­тич. при­зна­ние не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­ства). Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 ба­за герм. и брит. экс­пе­диц. кор­пу­сов. 14.3.1921 за­нят час­тя­ми РККА. В со­ста­ве СССР со­хра­нил зна­че­ние круп­но­го мор. пор­та и во­ен.-мор. ба­зы (ос­но­ва­на в 1941). В 1918–21 в со­ста­ве Груз. де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ки, в 1921–91 – Груз. ССР, с 1991 – Рес­пуб­ли­ки Гру­зия. В окт. 1992 один из гл. цен­тров со­про­тив­ле­ния сто­рон­ни­ков пер­во­го пре­зи­ден­та Гру­зии З. К. Гам­са­хур­диа пра­ви­тельств. вой­скам. В авг. 2008, во вре­мя рос.-груз. воо­руж. кон­флик­та, за­нят без боя рос. де­сан­том, по­сле за­вер­ше­ния во­ен. дей­ст­вий воз­вра­щён груз. вла­стям.

Центр. часть го­ро­да раз­ви­ва­лась по ра­ди­аль­но-коль­це­во­му (ле­вый бе­рег Ста­ро­го Рио­ни) и пря­мо­уголь­но­му (пра­вый бе­рег Ста­ро­го Рио­ни) пла­нам. В ан­самбль гл. пло­ща­ди П. вхо­дят: Баш­ня ре­зи­ден­ции гор. го­ло­вы Н. Я. Ни­ко­лад­зе (16–19 вв.), Центр. парк с лет­ним те­ат­ром, па­мят­ни­ки Т. Г. Шев­чен­ко, груз. нар. пев­цу Дзу­ку Ло­луа и груз. по­эту-ро­ман­ти­ку Н. М. Ба­ра­та­шви­ли. Сре­ди др. до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей – ре­зи­ден­ция ми­тро­по­ли­та По­тий­ско­го и Хоб­ско­го Груз. пра­во­слав­ной церк­ви, мо­на­стырь в честь Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ц. Свт. Ни­ко­лая (1892) и со­бор Св. апо­сто­ла Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го в нео­ви­зан­тий­ском сти­ле (1906–07, ар­хи­тек­то­ры А. У. Зе­лен­ко, Р. Р. Мар­фельд; ны­не со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы), си­на­го­га, ма­як, зда­ние гор. су­да. Па­мят­ни­ки: вла­де­тель­но­му кня­зю Мег­ре­лии Цот­нэ Да­диа­ни, Н. Я. Ни­ко­лад­зе и др.

В П. – му­зеи: кол­хид­ской куль­ту­ры (ос­но­ван в 1933; в зда­нии 1907) и мор. пор­та П. Ху­дож. га­ле­рея. Дра­ма­тич. те­атр им. В. Гу­ния (1936). Фольк­лор­ный центр. Ден­д­ро­парк. Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – ста­ди­он «Фа­зи­си» (ок. 6 тыс. мест), ип­по­дром. В 1991 в П. про­во­дил­ся чем­пио­нат Ев­ро­пы по вод­ным лы­жам.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, в т. ч. об­слу­жи­ва­ние пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, связь [по дну Чёр­но­го м. про­ло­же­на оп­то­во­ло­кон­ная ка­бель­ная ли­ния По­ти – Вар­на (Бол­га­рия)], тор­гов­ля, фи­нан­со­вый биз­нес (офи­сы нац. и иностр. бан­ков), об­слу­жи­ва­ние во­ен. объ­ек­тов (П. – гл. ба­за бе­ре­го­вой ох­ра­ны Гру­зии).

Порт П. – «мор­ские во­ро­та» Гру­зии, один из круп­ней­ших пор­тов Чер­но­мор­ско­го бас­сей­на. Важ­ное зве­но транс­порт­но­го ко­ри­до­ра «Ев­ро­па – Кав­каз – Азия» (TRACECA) и зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ГУАМ, об­слу­жи­ва­ет мор. пе­ре­воз­ки со­сед­ней Ар­ме­нии. Гру­зо­обо­рот пор­та ок. 7,5 млн. т (2011); в т. ч. вы­воз тра­диц. экс­порт­ных то­ва­ров – кон­цен­тра­та мар­ган­це­вых руд, ку­ку­ру­зы, ле­со­ма­те­риа­лов, ви­на. В пор­то­вый ком­плекс П. вхо­дят рас­по­ло­жен­ные близ го­ро­да неф­те­на­лив­ные экс­порт­ные пор­то­вые тер­ми­на­лы Ку­ле­ви (мощ­ность ок. 10 млн. т неф­ти и неф­те­про­дук­тов в год) и Суп­са (мощ­ность ок. 7 млн. т). В 2007 в мор. пор­ту П. уч­ре­ж­де­на пер­вая в За­кав­ка­зье сво­бод­ная пром. зо­на.

П. – гл. пром. центр Зап. Гру­зии. Дей­ст­ву­ют за­во­ды: су­до­строи­тель­ный (с пла­ву­чим до­ком; со­ору­же­ние гру­зо­вых мор. су­дов, су­до­ре­монт), ме­тал­лур­ги­че­ский, по вы­пус­ку це­мен­та; мно­го­числ. пред­при­ятия пи­ще­вку­со­вой пром-сти (в т. ч. пе­ре­ра­бот­ка ры­бы, фа­сов­ка чая).

На вос­то­ке го­род гра­ни­чит с Кол­хид­ским нац. пар­ком (на по­бе­ре­жье оз. Па­лео­сто­ми), на юге – с оз­до­ро­вит. ку­рор­том Мал­та­к­ва.

Вернуться к началу