Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 474

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Пахомова (история); М. Д. Горячко (экономика)

ОРСК, го­род в Рос­сии, в вост. час­ти Орен­бург­ской обл. Нас. 236,4 тыс. чел. (2013; вто­рой по чис­лу жи­те­лей го­род об­лас­ти по­сле Орен­бур­га). Рас­по­ло­жен на Юж. Ура­ле, в мес­те впа­де­ния р. Орь в р. Урал, на сты­ке Ев­ро­пы и Азии. Важ­ный ж.-д. узел: в гор. чер­те – 5 ж.-д. стан­ций, в т. ч. Орск, Ни­кель. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

За­ло­жен как кре­пость, пер­во­на­чаль­но под назв. Орен­бург, 15(26).8.1735 на­чаль­ни­ком Орен­бург­ской экс­пе­ди­ции И. К. Ки­ри­ло­вым не­да­ле­ко от устья р. Орь. По ини­циа­ти­ве на­чаль­ни­ка Орен­бург­ской ко­мис­сии В. Н. Та­ти­ще­ва Орен­бург в 1738 был пе­ре­не­сён при­мер­но на 192 км ни­же по те­че­нию р. Яик, в уро­чи­ще Крас­ная го­ра (в 1742–1837 Крас­но­гор­ская кре­пость, за­тем ста­ни­ца Крас­но­гор­ская, ны­не с. Крас­ногор), ука­зом имп. Ан­ны Ива­нов­ны от 20(31).8.1739 ос­тав­шая­ся кре­пость ста­ла име­но­вать­ся Ор­ской кре­по­стью. Она яв­ля­лась од­ним из цен­тров тор­гов­ли на юго-вос­то­ке стра­ны, здесь про­хо­ди­ли бли­жай­шие тор­го­вые пу­ти из Хи­вы и Бу­ха­ры, а так­же из За­ура­лья в Орен­бург.

Ор­ская кре­пость вхо­ди­ла в со­став Орен­бург­ской гу­бер­нии (1744–1781/82, 1796–1865) и Уфим­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва (1781/82–96). Ста­тус кре­по­сти пре­пят­ст­во­вал эко­но­мич. раз­ви­тию О., по­это­му в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни он яв­лял­ся лишь ме­стом тран­зит­ной тор­гов­ли и по­ли­тич. ссыл­ки (сре­ди ссыль­ных – Т. Г. Шев­чен­ко в 1847–48 и 1850). В 1858 че­рез О. про­шёл Ор­ско-Ка­за­лин­ский (Орен­бург­ско-Таш­кент­ский) поч­то­вый тракт. В 1861 кре­пость уп­разд­не­на (ук­реп­ле­ния сры­ты в 1871) и пре­об­ра­зо­ва­на в Ор­скую ста­ни­цу Орен­бург­ско­го ка­зачь­е­го вой­ска.

С 1865 го­род О. Уезд­ный го­род Орен­бург­ской губ. (1865–1920). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. зна­чит. раз­ви­тие по­лу­чи­ла тор­гов­ля; объ­ём тран­зит­ной тор­гов­ли че­рез О. вы­рос до 2 млн. руб. в год (при этом про­да­жа их в го­ро­де не пре­вы­ша­ла 200 тыс. руб.). Раз­ви­тию го­ро­да спо­соб­ст­во­ва­ло от­кры­тие в 1881 трак­та Тур­гай – Орск, по ко­то­ро­му в центр. об­лас­ти Рос­сии пе­ре­го­ня­ли скот. В 1885 в О. на­счи­ты­ва­лось ок. 20 не­боль­ших фаб­рик и за­во­дов, ра­бо­тав­ших в осн. се­зон­но. С по­след­ней тре­ти 19 в. в Ор­ском у. и его бли­жай­ших ок­ре­ст­но­стях на­ча­лась до­бы­ча зо­ло­та, ор­га­ни­зо­ва­ны зо­ло­то­до­бы­ваю­щие пред­при­ятия с при­вле­че­ни­ем иностр. ка­пи­та­ла (в наи­бо­лее удач­ные го­ды до­бы­ча до 630–645 кг). В кон. 19 в. в О. уве­ли­чи­лось чис­ло му­ко­моль­ных пред­при­ятий. В нач. 20 в. ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ла Ор­ская яр­мар­ка (осн. пред­ме­ты тор­гов­ли – зер­но, скот, шерсть, ко­жа, лес, дре­вес­ный уголь, дё­готь, мёд, тка­ни). По­сле от­кры­тия Таш­кент­ской ж. д. (1905–06) объ­ём ка­ра­ван­ной тор­гов­ли в О. за­мет­но со­кра­тил­ся. В го­ро­де от­кры­лись от­де­ле­ние Рус. тор­го­во-пром. бан­ка (1912), пред­ста­ви­тель­ст­ва иностр. фирм, про­из­во­дя­щих с.-х. ма­ши­ны и др. (в ча­ст­но­сти, фир­мы «Зин­гер»).

В О. 23.12.1917(5.1.1918) про­воз­гла­ше­на сов. власть. В ию­ле – сент. 1918 час­ти боль­ше­ви­ков обо­ро­ня­ли го­род от войск ата­ма­на А. И. Ду­то­ва. В сент. 1918 – февр. 1919 и ап­ре­ле – авг. 1919 О. на­хо­дил­ся под кон­тро­лем войск Ду­то­ва. 26.2.1919 за­нят час­тя­ми РККА, вновь за­нят ими 29–30.8.1919.

Рай­он­ный (1920–22, 1927–28) и уезд­ный (1922–27) центр Орен­бург­ской губ., Орен­бур­го-Тур­гай­ской губ. (1920–21). В 1920–25 на­хо­дил­ся в со­ста­ве Кир­гиз­ской (с 1925 Ка­зак­ской) АССР в со­ста­ве РСФСР. Рай­он­ный центр Орен­бург­ско­го окр. Сред­не­волж­ской обл. (1928–1929) и Сред­не­волж­ско­го края (1929–1930), Сред­не­волж­ско­го края (1930–34), центр Ор­ско­го пром. окр. Сред­не­волж­ско­го края (февр. – дек. 1934), с 1934 Орен­бург­ской (в 1938–57 Чка­лов­ской) обл.

В 1929–31 в ок­ре­ст­но­стях О. от­кры­ты круп­ные ме­сто­ро­ж­де­ния же­лез­ной ру­ды, став­шие ос­но­вой раз­ви­тия Ор­ско-Ха­ли­лов­ско­го пром. р-на. От­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­ни­ям Са­ра – Орск (1929), Зо­ло­тая Соп­ка (Тро­ицк) – Орск (1930), Орск – Ак­кер­ма­нов­ка (1936), Орск – Дом­ба­ров­ский (1940), Орск – Кан­да­гач (1944). Во­шли в строй неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий (1936), де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щий (ны­не ком­би­нат) и кир­пич­ный за­во­ды (1940) и др. В 1939 по­стро­ен де­рев. мост че­рез р. Урал, сим­во­ли­че­ски со­еди­няю­щий Ев­ро­пу и Азию (в 1961 за­ме­нён на совр. же­ле­зо­бе­тон­ный).

В 1941–42, по­сле на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны, го­род стал ме­стом эва­куа­ции мн. пред­при­ятий из центр. и зап. об­ластей стра­ны, в т. ч. Туль­ско­го па­трон­но­го за­во­да (на его ба­зе соз­дан ме­ха­нич. за­вод), Днеп­ро­пет­ров­ско­го за­во­да № 79 им. К. Е. Во­ро­ши­ло­ва (на его базе на­ча­то строи­тель­ст­во ма­ши­но­стро­ит. за­во­да). В го­ды вой­ны бы­ла на­ла­же­на ра­бо­та за­во­да по об­ра­бот­ке цвет­ных ме­тал­лов (1942), Юж­но-Ураль­ско­го ма­ши­но­стро­ит. за­во­да (1943; ны­не ОРМЕТО-ЮУМЗ), за­во­да элек­тро­мон­таж­ных из­де­лий (1944). Ор­ский мя­со­ком­би­нат в во­ен. пе­ри­од на­ла­дил вы­пуск ле­карств, в т. ч. пе­ни­цил­ли­на (пер­вым в СССР из­го­то­вил пе­ни­цил­лин в по­рош­ке и таб­лет­ках). В го­ро­де во вре­мя вой­ны ра­бо­та­ло 8 гос­пи­та­лей. Во 2-й пол. 20 в. вве­дён в экс­плуа­та­цию ряд круп­ных пред­при­ятий, в т. ч. за­вод син­те­тич. спир­та (1956), за­вод трак­тор­ных при­це­пов (1969) и др.

Орск. Здание железнодорожного вокзала. 1926–29.

Ис­то­рич. центр го­ро­да (на мес­те и близ быв. кре­по­сти) рас­по­ло­жен в ази­ат. час­ти. По ген­пла­ну 1886 здесь соз­да­на сис­те­ма пло­ща­дей с ар­хит. до­ми­нан­та­ми в ви­де церк­вей и ме­че­тей (б. ч. раз­ру­ше­на в 1930-е гг.): Ни­коль­ская ц. в рус­ском сти­ле на Пре­об­ра­жен­ской (Яш­мо­вой) го­ре (1894–98, арх. М. А. Щу­ру­пов; сне­се­на в 1934, вос­соз­да­на как Спа­со-Пре­об­ра­жен­ская ц. в 1994–98; ко­ло­коль­ня – 1894; в 1998 при­строе­ны кре­стиль­ная Свя­то-Ни­коль­ская ц. и ча­сов­ня Прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го); со­бор­ная ме­четь (1900; вос­ста­нов­ле­на в 1990; ми­на­рет – 2006–10) и мед­ре­се (нач. 20 в.); По­кров­ская ц. (1901–05; гла­вы и ко­ло­коль­ня сне­се­ны в 1959, вос­ста­нов­ле­ны в 2000-е гг.) быв. По­кров­ско­го жен­ско­го мон. (об­щи­на с 1888, мо­на­стырь с 1898, за­крыт в 1926). Ста­рая часть О. за­строе­на в кон. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. зда­ния­ми в кир­пич­ном сти­ле – муж­ско­го уч-ща (1885–86; ны­не кол­ледж ис­кусств), гор. упра­вы (1890), ап­те­ки А. Я. Тиц­не­ра (1894), жен­ской гим­на­зии (1914) и др. Ук­ра­ше­ни­ем центр. улиц О. слу­жат быв. ма­га­зи­ны куп­цов Г. Ф. Ма­мон­то­ва, Вол­ко­ва (кон. 19 в.), Ме­ли­хо­ва (ма­га­зин ве­ло­си­пе­дов), тор­го­вый дом «Г. Баш­ки­ров и Кo» (1900-е гг.). Со­хра­ни­лось зна­чит. ко­ли­че­ст­во жи­лых до­мов (куп­ца В. И. На­за­ро­ва, 1871; в 1891 здесь ос­та­нав­ли­вал­ся це­са­ре­вич Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич); б. ч. до­мов по­строе­на по­сле по­жа­ра 1888 – куп­ца П. А. Шус­то­ва (1890-е гг.), гла­вы го­ро­да И. А. Кан­фе­ра (1903, оба – с эле­мен­та­ми клас­си­циз­ма), И. Г. Смир­но­ва (1911) и А. А. Ма­ца (1916; оба – в сти­ле мо­дерн) и др. Ж.-д. во­кзал (1926–29), зда­ние ж.-д. управ­ле­ния (1927–29) с эле­мен­та­ми мо­дер­на. В 1930–40-е гг. к вос­то­ку от цен­тра за­ло­же­ны но­вые жи­лые мик­ро­рай­оны (же­лез­но­до­рож­ни­ков и др.).

Ев­роп. часть го­ро­да рос­ла с сер. 1930-х гг. ря­дом с пром. пред­при­ятия­ми. Её яд­ро – «Соц­го­род» («Но­вый го­род»), спла­ни­ро­ван­ный с учё­том но­вых гра­до­стро­ит. идей в 1933–35 под рук. голл. ар­хи­тек­то­ра М. Ста­ма (с кон. 1934 – нем. ар­хи­тек­то­ра Г. Шмид­та): жи­лые до­ма квар­та­ла № 8 (1936–41), Дом куль­ту­ры (1940) и др. По ген­пла­ну 1946 на пра­во­бе­ре­жье по­строе­ны го­ро­док Неф­тя­ни­ков с До­мом куль­ту­ры (1952, арх. Л. Р. Шмах), ши­ро­ко­эк­ран­ный ки­но­те­атр «Мир» (1962), Дом Со­ве­тов (1976). На пл. Шев­чен­ко – Дом куль­ту­ры ма­ши­но­строи­те­лей (1959; с 2007 тор­го­вый ком­плекс «Мо­ск­ва») и па­мят­ник Т. Г. Шев­чен­ко (1959, скульп­тор Л. М. Пи­са­рев­ский, арх. Н. К. Га­бел­ко). Сре­ди но­вых по­стро­ек – де­ревян­ная (2002; ко­ло­коль­ня – 2003) и кир­пич­ная (2008–12) церк­ви Св. вмч. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Па­мят­ни­ки: В. И. Ле­ни­ну (1948, 1954, оба – скульп­тор С. Д. Мер­ку­ров; 1987, скульп­то­ры М. В. и А. М. Та­ра­ты­но­вы), обе­лиск за­щит­ни­кам Ор­ска в 1918 (1967, арх. П. П. Прий­мак); Ме­мо­ри­ал Сла­вы с Веч­ным ог­нём (1965, арх. Прий­мак и др.).

Фи­лиа­лы ву­зов, в т. ч. орен­бург­ских: Гос. ун-та (гу­ма­ни­тар­но-тех­но­ло­гич. ин-т), Гос. аг­рар­но­го ун-та, Гос. ун-та ме­недж­мен­та; Са­мар­ско­го гос. ун-та пу­тей со­об­ще­ния (Ин-т пу­тей со­об­ще­ния) и др. Ис­то­ри­ко-крае­ведч. му­зей (1939), его фи­ли­ал – Му­зей «Т. Г. Шев­чен­ко в Ор­ской кре­по­сти» (1986). Дра­ма­тич. те­атр им. А. С. Пуш­ки­на (1937; зда­ние – 1969, арх. Т. Че­чик).

О. – вто­рой по пром. по­тен­циа­лу го­род об­лас­ти по­сле Орен­бур­га. Наи­бо­лее раз­ви­ты цвет­ная ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, неф­те­пе­ре­ра­бот­ка и неф­те­хи­мия, пи­ще­вая пром-сть. Круп­ней­шие ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия: ком­би­нат «Южу­рал­ни­кель» (произ-во ра­фи­ни­ров. ни­ке­ля; зна­чит. часть про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся), ком­па­ния «Ор­мет» (в со­ста­ве «Рус­ской мед­ной ком­па­нии»; в О. – го­лов­ной офис). Ве­ду­щее пред­при­ятие ма­ши­но­строе­ния – ОРМЕТО-ЮУМЗ [од­но из круп­ней­ших в Орен­бург­ской обл.; про­из-во обо­ру­до­ва­ния для ме­тал­лур­гии (в т. ч. до­мен­ного и ста­ле­пла­виль­но­го), гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти, те­п­ло­вой элек­тро­энер­ге­ти­ки]. Сре­ди др. важ­ных пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки – за­во­ды: ма­ши­но­строи­тель­ный (в со­ста­ве «Труб­ной ме­тал­лур­ги­че­ской ком­па­нии»; зам­ки для бу­риль­ных труб, ком­плек­тую­щие для неф­те­про­мы­сло­во­го обо­ру­до­ва­ния, бал­ло­ны для сжа­то­го га­за, гид­ро­ци­лин­д­ры), стро­ит. ма­шин (в нач. 2013 пре­об­ра­зо­ван в «Тер­мо­де­таль»; бу­ро­вое и не­стан­дарт­ное обо­ру­до­ва­ние, подъ­ём­но-транс­порт­ная и раз­гру­зоч­ная тех­ни­ка, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции), трак­тор­ных при­це­пов САРМАТ, ва­гон­ный (гру­зо­вые ва­го­ны и по­лу­ва­го­ны, плат­фор­мы), элек­тро­мон­таж­ных из­де­лий, за­вод ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций (в т. ч. для ли­ний элек­тро­пе­ре­дач, строи­тель­ные, ог­ра­ж­даю­щие кон­ст­рук­ции), ме­ха­ни­че­ский (бал­ло­ны вы­со­ко­го дав­ле­ния для ог­не­ту­ши­те­лей, тех­нич. га­зов и др.; в про­цес­се ре­ор­га­ни­за­ции, 2013) и соз­дан­ные на его ба­зе ком­прес­сор­ный за­вод (в 2012 за­кон­сер­ви­ро­ван) и за­вод хо­ло­диль­ни­ков (в 2012 ре­ор­га­ни­зо­ван в за­вод бы­то­вой тех­ни­ки; вы­пуск хо­ло­диль­ни­ков, мо­ро­зиль­ни­ков под мар­кой «Орск»). НПЗ «Ор­ск­неф­те­орг­син­тез» (ус­та­нов­лен­ная мощ­ность 6,6 млн. т сы­рой неф­ти в год; объ­ём пе­ре­ра­бот­ки 5,8 млн. т, 2012; ок. 50% про­дук­ции – ма­зут, ок. 30% – ди­зель­ное то­п­ли­во, ок. 15% – бен­зин), за­вод син­те­тич. спир­та (изо­про­пи­ло­вый спирт). Шпа­ло­про­пи­точ­ный за­вод; фаб­ри­ки по про­из-ву три­ко­таж­ных и швей­ных из­делий. Ком­би­нат «Хле­бо­про­дукт ДМВ» (в т. ч. му­ка), мя­со­ком­би­нат. Ор­ская ТЭЦ-1 (245 МВт; в со­ста­ве «Орен­бург­ской те­п­ло­ге­не­ри­рую­щей ком­па­нии»).

Лит.: Лу­кер­чен­ко МП. Орск. Ис­то­ри­че­ский очерк. Че­ля­бинск, 1968; Аль­тов ВГ. Го­ро­да Орен­бург­ской об­лас­ти. Че­ля­бинск, 1974; Сек­рет МГ., Лу­кер­чен­ко МП., Во­ро­нов ПМ. Орск. Че­ля­бинск, 1980; Ле­то­пись го­ро­да: орде­но­нос­но­му Ор­ску 250 лет. Орск, 1985; Орск: Фо­то­аль­бом / Под ред. А. Г. Лу­каш­ки­на. Орск, 1985; Дол­гое воз­вра­ще­ние / Сост. Т. Г. Чер­кас. Орск, 1992; Чер­кас Т. Г. Хро­но­граф го­ро­да. Орск, 2005; Орск. 1735–2005: Фо­то­пу­те­во­ди­тель. Орск; Толь­ят­ти, 2005; Ор­ская био­гра­фи­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. Орен­бург, 2005; Ор­ская го­род­ская эн­цик­ло­пе­дия. Орен­бург, 2005; Ива­но­ва Н. Орск в со­бы­ти­ях и ли­цах. Орен­бург, 2010.

Вернуться к началу