ОРСК
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРСК, город в России, в вост. части Оренбургской обл. Нас. 236,4 тыс. чел. (2013; второй по числу жителей город области после Оренбурга). Расположен на Юж. Урале, в месте впадения р. Орь в р. Урал, на стыке Европы и Азии. Важный ж.-д. узел: в гор. черте – 5 ж.-д. станций, в т. ч. Орск, Никель. Междунар. аэропорт.
Заложен как крепость, первоначально под назв. Оренбург, 15(26).8.1735 начальником Оренбургской экспедиции И. К. Кириловым недалеко от устья р. Орь. По инициативе начальника Оренбургской комиссии В. Н. Татищева Оренбург в 1738 был перенесён примерно на 192 км ниже по течению р. Яик, в урочище Красная гора (в 1742–1837 Красногорская крепость, затем станица Красногорская, ныне с. Красногор), указом имп. Анны Ивановны от 20(31).8.1739 оставшаяся крепость стала именоваться Орской крепостью. Она являлась одним из центров торговли на юго-востоке страны, здесь проходили ближайшие торговые пути из Хивы и Бухары, а также из Зауралья в Оренбург.
Орская крепость входила в состав Оренбургской губернии (1744–1781/82, 1796–1865) и Уфимского наместничества (1781/82–96). Статус крепости препятствовал экономич. развитию О., поэтому в течение длительного времени он являлся лишь местом транзитной торговли и политич. ссылки (среди ссыльных – Т. Г. Шевченко в 1847–48 и 1850). В 1858 через О. прошёл Орско-Казалинский (Оренбургско-Ташкентский) почтовый тракт. В 1861 крепость упразднена (укрепления срыты в 1871) и преобразована в Орскую станицу Оренбургского казачьего войска.
С 1865 город О. Уездный город Оренбургской губ. (1865–1920). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. значит. развитие получила торговля; объём транзитной торговли через О. вырос до 2 млн. руб. в год (при этом продажа их в городе не превышала 200 тыс. руб.). Развитию города способствовало открытие в 1881 тракта Тургай – Орск, по которому в центр. области России перегоняли скот. В 1885 в О. насчитывалось ок. 20 небольших фабрик и заводов, работавших в осн. сезонно. С последней трети 19 в. в Орском у. и его ближайших окрестностях началась добыча золота, организованы золотодобывающие предприятия с привлечением иностр. капитала (в наиболее удачные годы добыча до 630–645 кг). В кон. 19 в. в О. увеличилось число мукомольных предприятий. В нач. 20 в. широкую известность приобрела Орская ярмарка (осн. предметы торговли – зерно, скот, шерсть, кожа, лес, древесный уголь, дёготь, мёд, ткани). После открытия Ташкентской ж. д. (1905–06) объём караванной торговли в О. заметно сократился. В городе открылись отделение Рус. торгово-пром. банка (1912), представительства иностр. фирм, производящих с.-х. машины и др. (в частности, фирмы «Зингер»).
В О. 23.12.1917(5.1.1918) провозглашена сов. власть. В июле – сент. 1918 части большевиков обороняли город от войск атамана А. И. Дутова. В сент. 1918 – февр. 1919 и апреле – авг. 1919 О. находился под контролем войск Дутова. 26.2.1919 занят частями РККА, вновь занят ими 29–30.8.1919.
Районный (1920–22, 1927–28) и уездный (1922–27) центр Оренбургской губ., Оренбурго-Тургайской губ. (1920–21). В 1920–25 находился в составе Киргизской (с 1925 Казакской) АССР в составе РСФСР. Районный центр Оренбургского окр. Средневолжской обл. (1928–1929) и Средневолжского края (1929–1930), Средневолжского края (1930–34), центр Орского пром. окр. Средневолжского края (февр. – дек. 1934), с 1934 Оренбургской (в 1938–57 Чкаловской) обл.
В 1929–31 в окрестностях О. открыты крупные месторождения железной руды, ставшие основой развития Орско-Халиловского пром. р-на. Открыто движение по ж.-д. линиям Сара – Орск (1929), Золотая Сопка (Троицк) – Орск (1930), Орск – Аккермановка (1936), Орск – Домбаровский (1940), Орск – Кандагач (1944). Вошли в строй нефтеперерабатывающий (1936), деревообрабатывающий (ныне комбинат) и кирпичный заводы (1940) и др. В 1939 построен дерев. мост через р. Урал, символически соединяющий Европу и Азию (в 1961 заменён на совр. железобетонный).
В 1941–42, после начала Вел. Отеч. войны, город стал местом эвакуации мн. предприятий из центр. и зап. областей страны, в т. ч. Тульского патронного завода (на его базе создан механич. завод), Днепропетровского завода № 79 им. К. Е. Ворошилова (на его базе начато строительство машиностроит. завода). В годы войны была налажена работа завода по обработке цветных металлов (1942), Южно-Уральского машиностроит. завода (1943; ныне ОРМЕТО-ЮУМЗ), завода электромонтажных изделий (1944). Орский мясокомбинат в воен. период наладил выпуск лекарств, в т. ч. пенициллина (первым в СССР изготовил пенициллин в порошке и таблетках). В городе во время войны работало 8 госпиталей. Во 2-й пол. 20 в. введён в эксплуатацию ряд крупных предприятий, в т. ч. завод синтетич. спирта (1956), завод тракторных прицепов (1969) и др.
Историч. центр города (на месте и близ быв. крепости) расположен в азиат. части. По генплану 1886 здесь создана система площадей с архит. доминантами в виде церквей и мечетей (б. ч. разрушена в 1930-е гг.): Никольская ц. в русском стиле на Преображенской (Яшмовой) горе (1894–98, арх. М. А. Щурупов; снесена в 1934, воссоздана как Спасо-Преображенская ц. в 1994–98; колокольня – 1894; в 1998 пристроены крестильная Свято-Никольская ц. и часовня Прп. Серафима Саровского); соборная мечеть (1900; восстановлена в 1990; минарет – 2006–10) и медресе (нач. 20 в.); Покровская ц. (1901–05; главы и колокольня снесены в 1959, восстановлены в 2000-е гг.) быв. Покровского женского мон. (община с 1888, монастырь с 1898, закрыт в 1926). Старая часть О. застроена в кон. 19 – нач. 20 вв., в т. ч. зданиями в кирпичном стиле – мужского уч-ща (1885–86; ныне колледж искусств), гор. управы (1890), аптеки А. Я. Тицнера (1894), женской гимназии (1914) и др. Украшением центр. улиц О. служат быв. магазины купцов Г. Ф. Мамонтова, Волкова (кон. 19 в.), Мелихова (магазин велосипедов), торговый дом «Г. Башкиров и Кo» (1900-е гг.). Сохранилось значит. количество жилых домов (купца В. И. Назарова, 1871; в 1891 здесь останавливался цесаревич Николай Александрович); б. ч. домов построена после пожара 1888 – купца П. А. Шустова (1890-е гг.), главы города И. А. Канфера (1903, оба – с элементами классицизма), И. Г. Смирнова (1911) и А. А. Маца (1916; оба – в стиле модерн) и др. Ж.-д. вокзал (1926–29), здание ж.-д. управления (1927–29) с элементами модерна. В 1930–40-е гг. к востоку от центра заложены новые жилые микрорайоны (железнодорожников и др.).
Европ. часть города росла с сер. 1930-х гг. рядом с пром. предприятиями. Её ядро – «Соцгород» («Новый город»), спланированный с учётом новых градостроит. идей в 1933–35 под рук. голл. архитектора М. Стама (с кон. 1934 – нем. архитектора Г. Шмидта): жилые дома квартала № 8 (1936–41), Дом культуры (1940) и др. По генплану 1946 на правобережье построены городок Нефтяников с Домом культуры (1952, арх. Л. Р. Шмах), широкоэкранный кинотеатр «Мир» (1962), Дом Советов (1976). На пл. Шевченко – Дом культуры машиностроителей (1959; с 2007 торговый комплекс «Москва») и памятник Т. Г. Шевченко (1959, скульптор Л. М. Писаревский, арх. Н. К. Габелко). Среди новых построек – деревянная (2002; колокольня – 2003) и кирпичная (2008–12) церкви Св. вмч. Георгия Победоносца. Памятники: В. И. Ленину (1948, 1954, оба – скульптор С. Д. Меркуров; 1987, скульпторы М. В. и А. М. Таратыновы), обелиск защитникам Орска в 1918 (1967, арх. П. П. Приймак); Мемориал Славы с Вечным огнём (1965, арх. Приймак и др.).
Филиалы вузов, в т. ч. оренбургских: Гос. ун-та (гуманитарно-технологич. ин-т), Гос. аграрного ун-та, Гос. ун-та менеджмента; Самарского гос. ун-та путей сообщения (Ин-т путей сообщения) и др. Историко-краеведч. музей (1939), его филиал – Музей «Т. Г. Шевченко в Орской крепости» (1986). Драматич. театр им. А. С. Пушкина (1937; здание – 1969, арх. Т. Чечик).
О. – второй по пром. потенциалу город области после Оренбурга. Наиболее развиты цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, нефтепереработка и нефтехимия, пищевая пром-сть. Крупнейшие металлургич. предприятия: комбинат «Южуралникель» (произ-во рафиниров. никеля; значит. часть продукции экспортируется), компания «Ормет» (в составе «Русской медной компании»; в О. – головной офис). Ведущее предприятие машиностроения – ОРМЕТО-ЮУМЗ [одно из крупнейших в Оренбургской обл.; произ-во оборудования для металлургии (в т. ч. доменного и сталеплавильного), горнодобывающей пром-сти, тепловой электроэнергетики]. Среди др. важных предприятий машиностроения и металлообработки – заводы: машиностроительный (в составе «Трубной металлургической компании»; замки для бурильных труб, комплектующие для нефтепромыслового оборудования, баллоны для сжатого газа, гидроцилиндры), строит. машин (в нач. 2013 преобразован в «Термодеталь»; буровое и нестандартное оборудование, подъёмно-транспортная и разгрузочная техника, металлоконструкции), тракторных прицепов САРМАТ, вагонный (грузовые вагоны и полувагоны, платформы), электромонтажных изделий, завод металлоконструкций (в т. ч. для линий электропередач, строительные, ограждающие конструкции), механический (баллоны высокого давления для огнетушителей, технич. газов и др.; в процессе реорганизации, 2013) и созданные на его базе компрессорный завод (в 2012 законсервирован) и завод холодильников (в 2012 реорганизован в завод бытовой техники; выпуск холодильников, морозильников под маркой «Орск»). НПЗ «Орскнефтеоргсинтез» (установленная мощность 6,6 млн. т сырой нефти в год; объём переработки 5,8 млн. т, 2012; ок. 50% продукции – мазут, ок. 30% – дизельное топливо, ок. 15% – бензин), завод синтетич. спирта (изопропиловый спирт). Шпалопропиточный завод; фабрики по произ-ву трикотажных и швейных изделий. Комбинат «Хлебопродукт ДМВ» (в т. ч. мука), мясокомбинат. Орская ТЭЦ-1 (245 МВт; в составе «Оренбургской теплогенерирующей компании»).