НО́РРЧЁПИНГ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́РРЧЁПИНГ (Norrköping), город на юго-востоке Швеции, в лене Эстергётланд. Расположен на р. Мутала, между оз. Глан и бухтой Бровикен Балтийского моря. Нас. 84,4 тыс. чел. (2013, с пригородами св. 130 тыс. чел.). С кон. 2000-х гг. в результате активной интеграции (в т. ч. экономической и научной) с г. Линчёпинг (в 40 км к юго-западу от Н.) формируется полицентрическая агломерация Норрчёпинг – Линчёпинг (или «города-близнецы Швеции») с населением ок. 500 тыс. чел. (четвёртая по численности населения агломерация в стране). Важный транспортный узел. Через Н. проходят гл. ж.-д. магистраль Швеции Стокгольм – Мальмё, крупные трансъевропейские автомагистрали (в т. ч. соединяют сев. и юж. районы страны). Морской порт. Междунар. аэропорт.
Поселения на месте совр. Н. существовали с каменного века. С 13 в. известен как рыбацкий посёлок на р. Мутала, с 14 в. – под совр. назв. (в переводе со швед. яз. – «рыночное местечко на севере»). С нач. 14 в. пользовался рядом гор. привилегий, в 1384 получил гор. право по грамоте Альбрехта Мекленбургского. Находился в зоне Энгельбректа Энгельбректсона восстания 1434–36. В период Сев. семилетней войны (см. Датско-шведские войны 16–19 вв.), в дек. 1567, место сражений дат. и швед. войск, город был разграблен и сожжён. В 1580-е гг. по приказу Юхана III построен замок Норрчёпингсхус, ставший центром культурной жизни города. В 1604 место созыва риксдага, признавшего Карла IX королём Швеции и установившего условия пожалования дворянам коронных земель (Норрчёпингский рецесс; на практике не выполнялся). В 1604–18 центр владений Юхана, герцога Эстергётландского. В рамках экономич. и воен. реформ Густава II с 1-й пол. 17 в. развивался как центр мукомольного, оружейного и латунного произ-ва, организованного голл. предпринимателем Л. Де Гером. В сер. 17 в. один из крупнейших городов Швеции. В 1655 пострадал от крупного пожара. В 1719 сгорел в результате нападения рус. галерного флота в ходе Северной войны 1700–21. С 1-й пол. 18 в. центр табачной и сахарной пром-сти. В 1800 место коронации Густава IV. С 19 в. в Н. получила развитие текстильная пром-сть («Шведский Манчестер»; суконное, шерстяное, чулочное произ-во) и деревообработка, с кон. 19 в. также судостроение (верфь в Н. основана в 1841). В 1822 и 1826 вновь пострадал от пожаров, после чего в Н. было запрещено строительство дерев. зданий. В 1866 соединён железной дорогой с г. Катринехольм, в 1872 – с г. Линчёпинг. Во время 1-й мировой войны, в июне 1916, на рейде Н. силы рос. Балтийского флота (в их составе – крейсер «Рюрик») атаковали герм. конвой, перевозивший железную руду из Швеции. До сер. 20 в. оставался одним из крупнейших пром. центров Швеции, в 1940–50-е гг. возникли предприятия по выпуску электротехнич. продукции. В 1956–62 построен канал (Линдё-канал), облегчивший вход в порт Н. крупным кораблям. Во 2-й пол. 20 в. переживал экономич. трудности, связанные с кризисом в текстильной пром-сти и закрытием большинства крупных предприятий (св. 80% за 1950–70-е гг.).
Основа регулярной планировки центра города заложена в 1640-е гг. На центр. пл. Тюска-торгет (Нем. рынок) расположены: лютеранская ц. Св. Ядвиги (1670–73, башня – 1693–95), построенные в стиле модерн частный банк Эстергётланда (1899–1902, арх. Г. Викман), Гранд-отель (1906) и Ратуша c высокой башней (1907–10, арх. И. Г. Класон). Также сохранились руины крепости Йоханнисборг с надвратной башней (1613–39), барочная ц. Св. Олафа (1765–1767, арх. К. Кронстед), комплексы фабрик – бумажной (башня Хольмен, 1750) и ткацкой (2-я пол. 19 в.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. построены также синагога (1858), ж.-д. вокзал в стиле неоренессанс (1866, арх. А. Эдельсверд), театр в стиле модерн (1903–08, арх. А. Андерберг), неоготич. ц. Св. Иоанна (1904–06). На сев.-зап. окраине города, в районе Вост. Энебю, – церковь 12 в. (росписи 15 в.).
В Н. – Швед. метеорологич. и гидрологич. ин-т (SMHI; 1874, совр. назв. с 1945, с 1975 в Н.). Филиал Ун-та Линчёпинга. Гор. б-ка (здание – 1971).
Н. – один из важнейших новых культурных центров Швеции. С 1990-х гг. в центре города создан музейно-выставочный комплекс «Индустриальный ландшафт» (на основе отреставрированных зданий быв. фабрик, складов, технич. сооружений). Один из крупнейших музеев города – Музей Труда (расположен на о. Лаксхольмен, в быв. текстильной фабрике, 1917; семиугольное в плане здание получило назв. «утюг»), включает музей политич. карикатуры Эверта Карлссона. Среди др. музеев (всего ок. 20): художественный (основан в 1946, совр. назв. с 1980; живопись и скульптура 18–21 вв.; одна из крупнейших в Швеции коллекций графики), городской (1981; в помещениях быв. ткацкой фабрики, один из наиболее сохранившихся памятников пром. архитектуры Швеции 19 в.), холодильного оборудования KVN (2004), музей под открытым небом Фергаргорден (воссозданы красильни 18 в.), Хольменс (в здании быв. деревоперерабатывающей фабрики; возобновлён процесс произ-ва бумаги нач. 20 в.), птиц «Натурариум». Интерактивный научно-музейный центр (с 2010; включает науч. лаборатории, учебные отделения, интерактивные выставки науч. достижений и др.). Театр «Эстгётатеатерн» и др. Ежегодно проводятся фольклорный фестиваль (в августе), кинофестиваль «Флиммер» и др. Значит. часть города занимают парки и зелёные зоны.
Наиболее популярные виды спорта – футбол (9 клубов из разл. дивизионов швед. чемпионата страны), баскетбол, хоккей с шайбой, спидвей, плавание, регби. Футбольный клуб «Норрчёпинг» (основан в 1897) 12 раз выигрывал чемпионат страны (в 1943–89) и 6 раз становился обладателем Кубка Швеции (1943–1994); принимает соперников на стадионе «Идроттспаркен» (св. 17 тыс. мест).
Основа экономики города – сфера услуг (занято ок. 80% работающих, нач. 2010-х гг.), гл. обр. торговля (розничная и оптовая), социальные услуги, транспортные и логистические. В Н. – ряд крупных торговых центров; развита мелкорозничная торговля (многочисл. бутики, антикварные и ремесленные лавки, «блошиные» и фермерские рынки). Активно развивается сектор информационных, телекоммуникационных и медиа-технологий, креативный бизнес (произ-во дизайнерских одежды, предметов обихода, мебели и др.). Действуют: Науч. парк Н. [NOSP; ок. 100 компаний, специализирующихся в области ИТ и телекоммуникаций, консалтинга, экологич. экспертизы (в т. ч. один из крупнейших работодателей города концерн WSP – экспертиза и менеджмент природных и строит. объектов), разработки техноло-
гий по охране здоровья и окружающей среды (включая переработку пром. и бытовых отходов) и др.], Бизнес-инкубатор LEAD. Грузооборот мор. порта Н. ок. 4 млн. т и ок. 100 тыс. контейнеров ДФЭ в год; вывоз гл. обр. бумаги, целлюлозы, пиломатериалов, зерна; ввоз нефти и нефтепродуктов (имеется 3 нефтяных терминала). Важный логистич. узел (неск. крупных распределительно-складских комплексов, в т. ч. «Stadium», 32 тыс. м2). Н. – популярный центр рекреац. туризма, гл. обр. водного (катание на яхтах, каноэ; осн. объекты – острова в бухте Бровикен и Гёта-канала, в 5 км южнее Н.), и шопинг-туризма.
В обрабатывающей пром-сти выделяются произ-во бумаги, тары и упаковки (предприятия компаний «Holmen AB», «Billerud Skärblacka AB»), бытовой электротехники («Whrilpool Sweden AB»). Произ-во ортопедич. изделий, колясок, костылей и др. для людей с ограниченными возможностями (компания «Otto Bock Scandinavia AB»).
В 10 км к югу от Н. расположен дворцовый комплекс Лёфстад: замок (17 в.), парк (18 в.).