Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОГА́СТА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 648-649

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Баранчиков, Д. П. Шульгина (архитектура)

ОГА́СТА (Augusta), го­род на Се­ве­ро-Вос­то­ке США, в Но­вой Анг­лии, адм. центр шта­та Мэн. Нас. 19,1 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен в вост. пред­горь­ях Се­вер­ных Ап­па­ла­чей, на р. Кен­не­бек, в 62 км к се­ве­ру от по­бе­ре­жья зал. Мэн Ат­лан­ти­че­ско­го ок., в юж. час­ти шта­та. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог (че­рез го­род про­хо­дит нац. ав­томагистраль Нью-Йорк – Бос­тон – Порт­ленд – Ога­ста – гра­ни­ца с Ка­на­дой); ж.-д. стан­ция на ли­нии Бос­тон – Порт­ленд – Ога­ста – Мат­та­вом­кег. Ре­гио­наль­ный аэ­ро­порт (1929; в 1,5 км к се­ве­ро-за­па­ду от цен­тра го­ро­да).

Воз­ник в 1628 (по др. дан­ным, в 1629) как пункт тор­гов­ли пуш­ни­ной англ. ко­ло­нии Пли­мут. Из­вес­тен под ин­дей­ским назв. Куш­нок, Кус­си­нок (Cushnoc, Cous­sinoc, Koussinoc – «го­ло­ва при­ли­ва»). В 1661 про­дан тор­гов­цам из Бос­то­на из-за час­тых на­па­де­ний ин­дей­цев и низ­ких до­хо­дов от про­да­жи пуш­ни­ны (в те­че­ние по­сле­дую­щих 75 лет на­хо­дил­ся в за­пус­те­нии). По­сле вос­ста­нов­ле­ния брит. кон­тро­ля над бас­сей­ном р. Кен­не­бек (в ре­зуль­та­те вой­ны с кон­фе­де­ра­ци­ей ва­ба­на­ков в 1722–25) на её пра­вом бе­ре­гу со­ору­жён форт Уэ­стерн. В 1771 пе­ре­дан под управ­ле­ние г. Хал­ло­велл (в 3 км к югу от О.). В февр. 1797 пе­ре­име­но­ван в Хар­ринг­тон, в ию­не по­лу­чил совр. назв. (в честь до­че­ри амер. гос. дея­те­ля Г. Дир­бор­на). С 1827 адм. центр шта­та Мэн (до 1832 За­ко­но­дат. со­б­ра­ние шта­та раз­ме­ща­лось в г. Порт­ленд). В 1837 на р. Кен­не­бек соо­ру­жён энер­го­узел «Edwards» (вы­со­та пло­ти­ны ок. 4,8 м). В сер. 19 в. пре­вра­тил­ся в круп­ный центр де­ре­во­об­ра­бот­ки и про­из-ва хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней. В 1849 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В 1851 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Порт­лен­дом. В 1865 по­стра­дал от силь­но­го по­жа­ра. С кон. 19 в. раз­ви­ва­лись цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная пром-сть, про­из-во ин­ст­ру­мен­тов для об­ра­бот­ки кам­ня, а так­же обу­ви, юве­лир­ных из­де­лий и др.

Ис­то­рич. яд­ро го­ро­да рас­по­ло­же­но на пра­вом бе­ре­гу р. Кен­не­бек и пред­став­ля­ет со­бой неск. квар­та­лов, при­ле­гаю­щих к ул. Уо­тер-стрит. Сре­ди ар­хит. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей – форт Уэ­стерн (1754–69; вос­ста­нов­лен в 1919; ста­рей­ший де­рев. форт на тер­ри­то­рии США), зда­ние ок­руж­но­го су­да (1830), Ка­пи­то­лий шта­та Мэн (1829–32, арх. Ч. Бул­финч), особ­няк Блейн-ха­ус (1833; с 1919 ре­зи­ден­ция гу­бер­на­то­ра), зда­ния Ар­се­на­ла (1828–38), поч­ты в ду­хе вик­то­ри­ан­ско­го сти­ля (1890, арх. М. Белл). По­сле за­вер­ше­ния строи­тель­ст­ва в 1955 нац. ав­томагистрали Порт­ленд – Ога­ста об­ще­ст­вен­но-де­ло­вой центр го­ро­да пе­ре­мес­тил­ся на его зап. ок­раи­ну. В 1980-е гг. пред­при­ня­ты ме­ры по воз­ро­ж­де­нию ис­то­рич. цен­тра, мн. адм. уч­ре­ж­де­ния пе­ре­ве­де­ны в ле­во­бе­реж­ную вост. часть го­ро­да.

О. – ре­гио­наль­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Ун-т шта­та Мэн (1965). Б-ки: шта­та Мэн (1836) и пуб­лич­ная им. Л. Лит­гоу (1896; в зда­нии в фор­мах нео­ре­нес­сан­са). Му­зей шта­та Мэн [фор­ми­ро­вал­ся с 1836; ак­кре­ди­то­ван в 1975; в зда­нии 1971; в его со­ста­ве ар­хив шта­та; в экс­по­зи­ции му­зея – ло­ко­мо­тив «Лай­он» (ок. 1840) – один из ста­рей­ших со­хра­нив­ших­ся в Но­вой Анг­лии]. Ме­мо­ри­ал Са­ман­ты Смит (1986). Ден­д­ра­рий «Вайлс» (пл. 90,6 га).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (85,4% за­ня­тых, 2010), в струк­ту­ре ко­то­рой вы­де­ля­ют­ся сек­то­ра гос. и му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, здра­во­охра­не­ния (мед. центр «MaineGeneral» – вто­рой круп­ней­ший гор. ра­бо­то­да­тель), транс­пор­та и ло­ги­сти­ки (круп­ные склад­ские пло­щад­ки, в т. ч. сис­те­мы ма­те­ри­аль­но­го снаб­же­ния с.-х. про­из­во­ди­те­лей шта­та), оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли, ин­ду­ст­рии от­ды­ха и ту­риз­ма (ве­ло­си­пед­ные и пе­ше­ход­ные тро­пы, охо­та и ры­бо­лов­ст­во). В О. ба­зи­ру­ют­ся Центр. энер­ге­тич. ком­па­ния шта­та Мэн (круп­ней­ший гор. ра­бо­то­да­тель), Ас­со­циа­ция про­из­во­ди­те­лей мо­лоч­ной про­дук­ции шта­та Мэн, го­лов­ной сер­вис­ный центр элек­тро­тех­нич. ком­па­нии «Microdyne» в шта­те Мэн и др. В пром-сти за­ня­то 6,5% ра­бо­таю­щих. Пред­при­ятия по за­го­тов­ке дре­ве­си­ны, про­из-ву бу­ма­ги, пе­ри­фе­рий­но­го ком­пь­ю­тер­но­го обо­ру­до­ва­ния (ком­па­ния «SCI Systems»), тек­сти­ля (в т. ч. гар­дин), обу­ви и мяс­ных из­де­лий.

В 120 км к вос­то­ку от О. на­хо­дит­ся нац. парк Ака­дия (воз­ник в 1919 как нац. парк Ла­фай­етт; совр. назв. с 1929).

Вернуться к началу