МАПУ́ТУ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАПУ́ТУ (Maputo), столица Мозамбика, в адм. отношении выделена в гор. округ (имеет статус провинции). Население 1130,4 тыс. чел. (2010); с соседними городами образует гор. агломерацию с нас. 2124 тыс. чел. (крупнейший город-спутник – Матола, 757,8 тыс. чел.). Расположена на зап. берегу бухты Мапуту (Делагоа) Индийского ок., близ устья р. Тембе. Ж.-д. сообщение с Преторией (ЮАР), Булавайо и Хараре (Зимбабве). Автомобильными дорогами связан с крупнейшими городами страны. Главный мор. порт страны. Междунар. аэропорт.
Первое врем. поселение на месте М. было основано португальцами, обследовавшими бухту Делагоа в 16 в. В 1721–1730 здесь находился нидерл. форт. С 1777 территория входила в состав австр. колониальных владений, на побережье бухты действовала фактория, а с 1781 находилось португ. поселение, являвшееся центром торговли слоновой костью и одновременно базой китобоев. В 1787 построена крепость, в 1796 она была практически полностью разрушена франц. войсками. В 1869 бухта Делагоа вошла в состав португ. колонии Мозамбик. Во 2-й пол. 1870-х гг. появилась деревня Лоренсу-Маркиш (названа в честь португальца, побывавшего в бухте Делагоа в 1544), которая в 1887 получила статус города. Со строительством в 1895 железной дороги, связавшей Лоренсу-Маркиш с Преторией, началось его быстрое экономич. развитие. После обретения Мозамбиком независимости в 1976 город получил совр. название. До 1970-х гг. – крупный экспортный порт, обслуживавший пром. районы северо-востока ЮАР. Гражд. война 1977–92 нанесла значит. урон гор. хозяйству.
Центр. часть М. имеет регулярную планировку; значит. часть застройки составляют здания 1-й пол. 20 в. в стиле ар деко. Сохранились Каса-Амарела (1787; ныне Музей монет), португ. форт Носа-Сеньора-да-Консейсан (основан в кон. 18 в.; осн. сооружения 1851–67; реконструирован в 1946; конный памятник португ. военачальнику Ж. А. Мозинью ди Албукерке, 1940, скульптор Симойнш Алмейда Собринью, арх. А. Коту); постройки кон. 19 – 1-й пол. 20 вв.: гостиница «Clube» (1898; арх. Э. А. Салдана), жилой дом из металла «Каса ди Ферро» (нач. 20 в.), гор. рынок (1903, архит. бюро «David & Carvalho»), ж.-д. вокзал в стиле необарокко (1916; архитекторы M. Вейга, А. А. Лишбоа ди Лима, Ж. К. Феррейра да Кошта), неоклассицистич. Ратуша (ок. 1945), президентский дворец (1-я пол. 20 в.; в 1975 перестроен, арх. Ж. Форжаш). Культовую архитектуру представляют: собор Носа-Сеньора-да-Консейсан в русле регионализма (1944), ц. Санту-Антониу-да-Полана (1962, арх. Н. К. Лопиш) в духе модернизма; мечети Масджид-Таква и Джумма (обе кон. 20 в.). С 1950–1960-х гг. в М. строятся торговые, гостиничные и адм. комплексы в интернациональном стиле. Парк Жардин-Тундуру (основан как ботанич. сад в 1885, ландшафтный арх. Т. Хонни).
Среди науч. учреждений – Нац. ин-т метеорологии (1907), Нац. ин-т агрономич. исследований (1965), Нац. ин-т здравоохранения (1980), Мозамбикский ин-т хлопка (1991). Ун-т им. Э. Мондлане (1962; совр. назв. с 1976), Педагогич. ун-т (1977; совр. статус с 1986). Исторический архив (1934), Нац. библиотека (1961). Музеи: естеств. истории (1911), воен. истории (1955), Нац. геологический (1966), Нац. худож. (1989), мозамбикской истории, революции и др.
М. – крупнейший пром., транспортный и деловой центр страны. Основа экономики города – портовое хозяйство. Грузооборот глубоководного порта М. – Матола ок. 4,5 млн. т (2008, оценка); осн. экспортные грузы – алюминий, уголь, хромиты, зерно, цитрусовые, сахар, копра, хлопок, сизаль; импорт машин и оборудования, металлов, нефти и нефтепродуктов, продовольствия. В кон. 2000-х гг. перспективы расширения портовой деятельности связаны с восстановлением грузопотоков из ЮАР и т. н. коридором развития Йоханнесбург – М. В пределах агломерации – завод по выплавке алюминия «Mozal» (2003; ок. 500 тыс. т в год), предприятия текстильной, обувной и пищевой пром-сти (в т. ч. произ-во рыбных консервов), по произ-ву стройматериалов (цемент, строит. керамика). Судоремонт, металлообработка.