Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ВНЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 432-433

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Кузьмин (история), В. А. Шестак (экономика)

ЛИ́ВНЫ, го­род в Рос­сии, в юго-вост. час­ти Ор­лов­ской обл., центр Ли­вен­ско­го р-на. Нас. 51,0 тыс. чел. (2009); 2-й по чис­лу жи­те­лей го­род об­лас­ти по­сле Ор­ла. Рас­по­ло­жен в мес­те впа­де­ния р. Ли­вен­ка в р. Со­сна. Ж.-д. стан­ция. Че­рез Л. про­хо­дит ав­то­до­ро­га Орёл – Елец – Ли­пецк.

По­се­ле­ние на мес­те совр. Л. су­ще­ст­во­ва­ло, по всей ви­ди­мо­сти, в 12–13 вв. (об­на­ру­же­но в 1962 А. Н. Мос­ка­лен­ко). Со­глас­но дан­ным Пис­ка­рёв­ско­го ле­то­пис­ца, в пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния Елец­ко­го кня­же­ст­ва (по­сле 1380 – по­сле 1415) Л. яв­ля­лись го­ро­дом – его край­ним юго-зап. пунк­том. Л. кон­тро­ли­ро­ва­ли схо­див­шие­ся здесь важ­ные до­ро­ги из ор­дын­ских улу­сов и При­чер­но­мо­рья (пре­ж­де все­го Му­рав­ский шлях и его от­ветв­ле­ния – Каль­ми­ус­ский и Но­гай­ский шля­хи) и реч­ной путь по р. Бы­ст­рая Со­сна (ны­не Со­сна). Здесь же на­чи­на­лась Но­во­силь­ская до­ро­га, шед­шая в глубь рос. тер­ри­то­рий. По-ви­ди­мо­му, по­сле се­рии ор­дын­ских на­бе­гов (осо­бен­но в 1414/15) Л. пре­кра­ти­ли своё су­ще­ст­во­ва­ние. На­чи­ная с 1556 рус. вой­ска неск. раз вы­дви­га­лись к мес­ту слия­ния рек Бы­ст­рая Со­сна и Лив­ны (ны­не Ли­вен­ка) для не­се­ния бе­ре­го­вой служ­бы.

В 1586 по ука­зу ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча бы­ла по­строе­на кре­пость Л. («ма­лый ост­ро­жек»), ря­дом с ко­то­рой сло­жил­ся по­сад, ок­ру­жён­ный ва­лом, рвом и ду­бо­вым ты­ном с баш­ня­ми и во­ро­тами («боль­шой ост­рог»). Л. вхо­ди­ли в чис­ло го­ро­дов бе­ре­го­вой чер­ты, у ко­то­рых со­би­ра­лись вой­ска для за­щи­ты от крым­ских ха­нов на­бе­гов. В Смут­ное вре­мя жи­те­ли го­ро­да на­хо­ди­лись в оп­по­зи­ции центр. вла­стям: в 1605–06 под­дер­жа­ли Лже­дмит­рия I, за­тем Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ние 1606–07, в 1607–10 – Лже­дмит­рия II. В 1618 го­род ра­зо­рён ка­за­ка­ми гет­ма­на П. К. Са­гай­дач­но­го. В сер. 17 в. в свя­зи со строи­тель­ст­вом Бел­го­род­ской чер­ты Л. ут­ра­ти­ли во­ен. зна­чение. 17(27).8.1647 во вре­мя силь­но­го по­жа­ра в Л. сго­ре­ло 5 мо­на­стыр­ских и при­ход­ских хра­мов, 328 мо­на­стыр­ских дво­ров и ке­лий.

Уезд­ный го­род Ки­ев­ской (1708–19), Азов­ской (1719–25), Во­ро­неж­ской (1725–1778), Ор­лов­ской (1778–1928; до 1796 – Ор­лов­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во) гу­бер­ний. В 18–19 вв. центр тор­гов­ли зер­ном, пень­кой, со­лью; Л. про­сла­ви­лись про­из-вом «ли­ве­нок» (раз­но­вид­ность рус. гар­мо­ни). В 1871 че­рез го­род про­шла ж.-д. ли­ния Вер­хо­вье – Лив­ны, в 1898 – Мар­мы­жи – Лив­ны. В нач. 1918 в го­ро­де и Ли­вен­ском у. ус­та­но­ви­лась сов. власть. В ав­гу­сте то­го же го­да здесь вспых­ну­ло кре­сть­ян­ское вос­ста­ние про­тив прод­раз­вёр­ст­ки, ко­то­рое бы­ло по­дав­ле­но вой­ска­ми РККА. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 со 2 окт. по 3 нояб. 1919 го­род был за­нят вой­ска­ми ВСЮР.

Рай­он­ный центр Цен­траль­но­чер­но­зём­ной (1928–34), Кур­ской (1934–37), Ор­лов­ской (с 1937) об­лас­тей. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны с 25 но­яб. по 25 дек. 1941 (с не­боль­шим пе­ре­ры­вом) ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми, ос­во­бо­ж­дён со­еди­не­ния­ми и час­тя­ми 13-й ар­мии Брян­ско­го фрон­та в хо­де на­сту­па­тель­ных дей­ст­вий на ор­лов­ском на­прав­ле­нии во вре­мя Мо­с­ков­ской бит­вы 1941–42. До янв. 1943 на­хо­дил­ся в приф­рон­то­вой по­ло­се, поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен. В 1950–90-е гг. раз­ви­вал­ся как пром. центр, стал вто­рым по эко­но­мич. по­тен­циа­лу го­ро­дом об­лас­ти по­сле Ор­ла.

Фото А. И. Нагаева Ливны. Свято-Сергиевский собор и колокольня бывшего Свято-Успенского Сергиевского монастыря. 17–18 вв.

На вы­со­ком об­ры­ве над р. Со­сна – по­строй­ки быв. Свя­то-Ус­пен­ско­го Сер­ги­ев­ско­го мон. (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1592, пре­об­ра­зо­ван в при­ход в 1766): 5-гла­вая Ус­пен­ская ц. с при­де­лом Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (ос­вя­ще­на в 1667; пе­ре­строе­на в кон. 17 – нач. 18 вв., тра­пез­ная с при­де­лом рас­ши­ре­ны в 1746; ук­ра­ше­на яру­сом ко­кош­ни­ков и на­лич­ни­ка­ми на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко; ны­не Свя­то-Сер­ги­ев­ский со­бор), 3-ярус­ная над­врат­ная цер­ковь-ко­ло­коль­ня в честь Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1731–34, вос­ста­нов­ле­на по­сле по­жа­ра 1753; обе церк­ви вос­ста­нов­ле­ны в 1948–51). Цер­ковь в Ни­ко­ла­ев­ской сло­бо­де (быв. Ни­ко­ла­ев­ский жен­ский мон., 17 в., уп­разд­нён в 1766). В 19 в. за­строй­ка центр. час­ти Л. с тор­го­вой Крас­ной пло­ща­дью ве­лась по ре­гу­ляр­но­му пла­ну 1778–80. Со­хра­ни­лись гражд. зда­ния сер. 19 в. в сти­ле клас­си­циз­ма. По­сле Вел. Отеч. вой­ны за­строй­ка Л. осу­ще­ст­в­ля­лась по ге­не­раль­ным пла­нам 1967 и 1981 с учё­том со­хра­нив­ше­го­ся ис­то­рич. об­ли­ка жи­лых до­мов центр. час­ти го­ро­да. В нач. 21 в. по­строе­ны: ц. Св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, ц. Св. Дми­т­рия Со­лун­ско­го в Бе­ло­ме­стной сло­бо­де, клад­би­щен­ская Вос­кре­сен­ская ча­сов­ня, Воз­не­сен­ская ча­сов­ня. Крае­ведч. му­зей (1918, с 1995 – в зда­нии 1950-х гг.). Кар­тин­ная га­ле­рея. Нар. ан­самбль «Ли­вен­ские гар­мош­ки» (1964).

Сре­ди круп­ных пром. пред­при­ятий – «Лив­ги­дро­маш» (1947; круп­ный рос. про­из­во­ди­тель на­со­сов и на­сос­но­го обо­ру­до­ва­ния для неф­те­до­бы­ваю­щей, неф­те­хи­мич., пи­ще­вой пром-сти, элек­тро­энер­ге­ти­ки и др. от­рас­лей хо­зяй­ст­ва), «Пром­при­бор» (разл. обо­ру­до­ва­ние для неф­те­баз, ав­то­за­пра­воч­ных стан­ций, а так­же элек­тро­дви­га­те­ли, на­со­сы и др.), «Ав­то­аг­ре­гат» (1945; мас­ля­ные и то­п­лив­ные фильт­ры для ди­зель­ных дви­га­те­лей), «Лив­ны­пла­стик» (1969; пла­сти­ко­вые тру­бы, по­ли­эти­ле­но­вые плён­ки, лис­ты из тер­мо­пла­стов, ком­плек­тую­щие для ав­то­мо­биль­ной пром-сти и др.). За­вод «Эта­нол» (ал­ко­голь­ная про­дук­ция), аг­ро­фир­ма «Ли­вен­ское мя­со» (мяс­ные из­де­лия), сы­ро­дель­ный за­вод «Ли­вен­ский» (один из круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей сы­ров в об­лас­ти; вы­пус­ка­ет так­же сли­воч­ное мас­ло, цель­но­мо­лоч­ную про­дук­цию и др.), кон­ди­тер­ская фаб­ри­ка, хле­бо­ком­би­нат. Пред­при­ятия нар. ху­дож. про­мы­слов (из­го­тов­ле­ние плеш­ков­ской гли­ня­ной иг­руш­ки, ли­вен­ской гар­мош­ки).

В 4 км к се­ве­ру от Л., на пра­вом бе­ре­гу р. Ли­вен­ка, на­хо­дит­ся Клю­чев­ский ар­хео­ло­гич. ком­плекс, вклю­чаю­щий го­ро­ди­ще, 6 се­лищ и мо­гиль­ник с ма­те­риа­ла­ми брон­зо­во­го ве­ка и др.-рус. вре­ме­ни (гл. обр. 12 – сер. 13 вв.). В ис­то­рио­гра­фии вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что здесь до мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия рас­по­ла­га­лись Лив­ны.

Лит.: Ар­темь­ев А. И. Го­род Лив­ны и Ли­вен­ский уезд Ор­лов­ской гу­бер­нии. СПб., 1860; Сто­ро­жев В. Н. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии рус­ско­го дво­рян­ст­ва. М., 1908. Вып. 2; Ор­лов­ская об­ласть. Ка­та­лог па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры. М., 1985; Ко­ва­лев Ф. Лив­ны. Ту­ла, 1991; Ар­хео­ло­ги­че­ская кар­та Рос­сии. Ор­лов­ская об­ласть. М., 1992; Крас­но­ще­ко­ва С. Д., Не­де­лин В. М. Клю­чев­ский ар­хео­ло­ги­че­ский комп­лекс – фео­даль­ный за­мок ли­вен­ских кня­зей XII–XIII вв. // Очер­ки фео­даль­ной Рос­сии. М., 1999. Вып. 3; Пя­сец­кий Г. М. Ис­то­ри­че­ские очер­ки го­ро­да Ли­вен и его уез­да в по­ли­ти­че­ском, ста­ти­сти­че­ском и цер­ков­ном от­но­ше­нии. Орел, 1999; На­ше на­сле­дие. Лив­ны, 1999. Вып. 1–4; На бе­ре­гах Бы­ст­рой Со­сны. Лив­ны, 2000–2007–. Вып. 5–22–; Пап­ков А. И. По­ру­бе­жье Рос­сий­ско­го цар­ст­ва и ук­ра­ин­ских зе­мель Ре­чи По­спо­ли­той (ко­нец XVI – пер­вая по­ло­ви­на XVII в.). Бел­го­род, 2004; Са­во­си­чев А. Ю. Древ­ние Лив­ны: ми­фы и фак­ты. Орел, 2008.

Вернуться к началу