Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛА́ККА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 628-629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Мазеин, В. А. Тюрин
Малакка. Мечеть Кампунг-Келинг. 1748.

МАЛА́ККА, Ме­ла­ка (ма­лай­ский Me­laka, англ. Malacca), го­род в Ма­лай­зии, адм. центр шта­та (гу­бер­на­тор­ст­ва) Ма­лак­ка. Нас. 201,4 тыс. чел. (2010), об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. св. 400 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де п-ова Ма­лак­ка на бе­ре­гу Ма­лакк­ско­го прол. при впа­де­нии в не­го р. Ма­лак­ка, в 150 км к юго-вос­то­ку от Куа­ла-Лум­пура. Ав­то­ма­ги­стра­ля­ми свя­зан с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми по­лу­ост­ро­ва. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэро­порт Ба­ту-Бе­рен­дам.

Ос­но­ван ок. 1400. С 15 в. сто­ли­ца Ма­лакк­ско­го сул­та­на­та (см. Ма­лак­ка), до 18 в. круп­ней­ший порт Юго-Вост. Азии. С 1511 в со­ста­ве вла­де­ний Пор­туга­лии. В 16–17 вв. не­од­но­крат­но оса­ж­дал­ся вой­ска­ми ма­лай­ских и су­мат­ранс­ких кня­жеств. В 1641 за­хва­чен гол­ланд­ца­ми, в 1795 – анг­ли­ча­на­ми, в 1818 воз­вра­щён Ни­дер­лан­дам. С 1824 по до­го­во­ру о раз­де­ле сфер влия­ния в Юго-Вост. Азии вновь под вла­стью Ве­ли­ко­бри­та­нии, адм. центр сет­тель­мен­та Ма­лак­ка. С 1826 в со­ста­ве брит. ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний в Ма­лайе. С 1946 в со­ста­ве брит. ко­ло­нии Ма­лай­ский Со­юз (с 1948 Ма­лай­ская Фе­де­ра­ция). С 1957 в не­за­ви­си­мой Ма­лай­ской Фе­де­ра­ции (с 1963 Фе­де­ра­ция Ма­лай­зия).

М. – не­боль­шой го­род с уз­ки­ми ули­ца­ми и плот­ной за­строй­кой. От пор­туг. кре­по­сти А-Фа­мо­за (1511–12, ук­реп­ле­на в сер. 17 в.) на хол­ме Св. Пав­ла, по­стро­ен­ной из кир­пи­чей быв. двор­ца сул­та­на Ман­су­ра Ша­ха (15 в.) и ме­че­тей, со­хра­ни­лись сте­ны, ц. Св. Пав­ла (1512, пе­ре­строе­на в 1521 арх. Д. Ко­э­лью), близ неё над­гро­бия 16–18 вв.; юго-вост. во­ро­та Сан­ть­я­го (ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны ок. 1670). К па­мят­ни­кам голл. ко­ло­ни­аль­ной ар­хи­тек­ту­ры от­но­сят­ся зда­ния на Крас­ной пл. – 3-этаж­ная кир­пич­ная Ра­ту­ша и дом гу­бер­на­тора (1650), ц. Хри­ста (1753), поч­та. Сре­ди по­стро­ек вре­ме­ни брит. ко­ло­ни­за­ции – ц. Св. Фран­ци­ска Кса­ве­рия (1849), ме­мо­ри­ал Про­воз­гла­ше­ния Не­за­ви­си­мо­сти (1912), близ не­го – зда­ние бан­ка (1910); так­же мост (кон. 19 в.). В кит. квар­та­ле на­хо­дят­ся 2-этаж­ные до­ма-лав­ки 17–19 вв., в т. ч. дом се­мьи Чан (1896, с 1985 му­зей ис­то­рич. на­сле­дия ки­тай­цев Ма­лакк­ско­го прол.), со­че­таю­щие тра­диц. кит. ар­хи­тек­ту­ру и ме­ст­ные ар­хит. осо­бен­но­сти. Со­хра­ни­лись так­же «Пор­ту­галь­ская де­рев­ня» (квар­та­лы об­щи­ны кри­станг – по­том­ков пор­туг. ко­ло­ни­стов), парк и ме­мо­ри­аль­ное кит. клад­би­ще (17–19 вв.) на хол­ме Бу­кит-Чай­на. Сре­ди па­мят­ни­ков куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры – ме­че­ти Пе­рин­гит (ок. 1720), Те­ренг­ке­ра (1728; раз­ру­ше­на в 1756, вос­ста­нов­ле­на в 1856), Кам­пунг-Ху­лу (ок. 1728), Кам­пунг-Ке­линг (1748); кит. храм Чэн-Хунь-Тэн (сер. 17 в.; гл. зал ок­ру­жён 4 от­кры­ты­ми внутр. дво­ра­ми; рель­е­фы из цвет­но­го стек­ла, фар­фо­ра), буд­дий­ский храм Шри-Пой­ят­хи-Ви­ная­гар-Мо­ор­тхи (1781); ка­то­лич. ц. Св. Пет­ра (1790) в сти­ле пор­туг. ба­рок­ко с эле­мен­та­ми инд. ар­хи­тек­ту­ры. В 20 в. по опи­са­ни­ям ма­лай­ской ле­то­пи­си (Sejarah Melayu) ре­кон­ст­руи­ро­ван дво­рец сул­та­на Ман­су­ра Ша­ха (с 1984 му­зей куль­ту­ры М.). Го­род вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. В при­го­ро­де Аер-Ке­рох – му­зей тра­ди­ци­он­ной де­рев. ар­хи­тек­ту­ры «Та­ман Ми­ни Ма­лай­зия».

Кам­пус гос. тех­но­ло­гич. ун-та Ма­лай­зии (2000), кам­пус ча­ст­но­го тех­но­ло­гич. ун-та «Муль­ти­ме­диа» (1976). Свы­ше по­лу­то­ра де­сят­ков му­зе­ев, в т. ч. Ко­ро­лев­ский во­ен­но-мор­ской, Ма­лакк­ский гу­бер­на­тор­ский (2002) и др.; ме­мо­ри­аль­ный дом Дек­ла­ра­ции не­за­виси­мо­сти Ма­лай­зии. Зоо­парк (1963).

Аг­ло­ме­ра­ция М. – круп­ный центр об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти. В пром. зо­не «Танд­жунг-Клинг» дей­ст­ву­ют 2 НПЗ – «Ма­лак­ка-I» (мощ­но­стью 13,5 млн. т сы­рой неф­ти в год; со­вме­ст­ное пред­при­ятие гос. ком­па­нии «Petronas» и амер. кор­по­ра­ции «ConocoPhillips») и «Ма­лак­ка-II» (6,3 млн. т; «Petronas»). В спец. эко­но­мич. зо­нах («Аер-Ке­рох», «Ба­ту Бе­рен­дам» и др.) дей­ст­ву­ют пред­при­я­тия по про­из-ву по­лу­про­вод­ни­ков (амер. кор­по­ра­ции «National Semiconductor Corp.», герм. «Infineon Technologies AG», япон. «Panasonic Semiconductor Discrete De­vices Co., Ltd.», ка­над. «Roxul Asia» – до­чер­ней струк­ту­ры «Roxul Inc.» и др.), сбор­ке элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ния (за­вод герм. кон­цер­на «Siemens» и др.), из­го­тов­ле­нию шин и ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий. В М. и при­го­ро­дах – пред­при­ятия по пе­ре­ра­бот­ке на­ту­раль­но­го каучу­ка, ме­бель­ной, тек­стиль­ной, фар­ма­цев­тич. (вы­пуск ви­та­мин­ных пре­па­ра­тов), пар­фю­мер­но-кос­ме­тич., пи­ще­вой пром-сти (про­из-во паль­мо­во­го и ко­ко­со­во­го мас­ла, пе­ре­ра­бот­ка ры­бы). Сре­ди от­рас­лей сфе­ры ус­луг вы­де­ля­ют­ся транс­порт­ные ус­лу­ги мор. пор­та М. (вы­воз неф­ти и неф­те­про­дук­тов, на­ту­раль­но­го кау­чука, про­дук­ции элек­трон­ной пром-сти и др.).

В ок­ре­ст­но­стях М. – при­мор­ский кли­ма­тич. ку­рорт Танд­жунг-Би­да­ра.

Лит.: Turnbull C. M. The Straits settlements, 1826–1867. L., 1972; Melaka: the transforma­tion of a Malay capital / Ed. K. S. Sandhu, P. Wheatley. Kuala Lumpur, 1983. Vol. 1–2.

Вернуться к началу