Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́СТИАНСАНН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова
Кристиансанн. Собор. 1685–87 (перестроен в 1882–85, архитектор Х. Трап-Мейер).

КРИ́СТИАНСАНН (Kristiansand), го­род на юге Нор­ве­гии, адм. центр фюль­ке (гу­бер­нии) Вест-Агдер. Нас. 67,3 тыс. чел., с при­го­ро­да­ми ок. 78 тыс. чел. (2009; пя­тый по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны, круп­ней­ший в ре­гио­не Юж. Нор­ве­гия). Рас­по­ло­жен на сев. по­бе­ре­жье прол. Ска­гер­рак, в устье р. От­ра. Важ­ный транс­порт­ный узел: же­лез­но­до­рож­ные и ав­то­ма­ги­ст­ра­ли свя­зы­ва­ют К. с Ос­ло и Ста­ван­ге­ром. Мор. порт (гру­зо­обо­рот ок. 2 млн. т и ок. 400 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2007) ори­ен­ти­ро­ван пре­им. на экс­порт про­дук­ции лес­ной и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной пром-сти. Мор. со­об­ще­ние с Гё­те­бор­гом (Шве­ция) и Нью­кас­лом (Ве­ли­ко­бри­та­ния) (кру­из­ные су­да), Хирт­халь­сом (Да­ния; ре­гу­ляр­ные па­ро­мы). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Хье­вик (в 12 км от К.). Под­вес­ной мост (1956; дли­на 337 м, один из наи­бо­лее про­тя­жён­ных в Сев. Ев­ро­пе) со­еди­ня­ет К. с при­го­ро­дом Ран­де­сунн.

Ос­но­ван в 1641 ко­ро­лём Кри­стиа­ном IV как тор­го­вый центр на юж. по­бе­ре­жье Нор­ве­гии. С 1666 гар­ни­зон­ный го­род, с 1682 ре­зи­ден­ция епи­ско­па. Зна­чи­тель­но по­стра­дал от по­жа­ров 1734, 1859 и 1892. До кон. 19 в. один из круп­ных тор­го­вых цен­тров Скан­ди­на­вии. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны имел ста­тус ней­траль­но­го пор­та. Под­верг­ся бом­бар­ди­ров­кам герм. авиа­ции во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны.

Ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка цен­тра К. – па­мят­ник сканд. гра­до­строи­тель­ст­ва 17 в. Кре­пость Кри­сти­анс­хольм (1667–72, арх. В. Ку­ше­рон) по­строе­на для за­щи­ты К. от на­па­де­ния с мо­ря. Cо­хра­ни­лись: со­бор (1685–87; пе­ре­стро­ен в нео­го­ти­че­ском сти­ле в 1882–85, арх. Х. Трап-Мей­ер), квар­та­лы де­рев. жи­лой за­строй­ки 17–19 вв., клас­си­ци­стич. зда­ние шко­лы Ла­тин­ско­лен (1734–36, пе­ре­строе­но в 19 в.), Ра­ту­ша (1862–64) и гор. во­кзал (1895) в нео­ро­ман­ском сти­ле, зда­ние Нор­веж­ско­го бан­ка в фор­мах эк­лек­тиз­ма (1877–81; ар­хи­тек­то­ры П. Дю, Б. Стек­мест). Сре­ди хра­мов 20 – нач. 21 вв.: ц. Св. Анс­га­ра (1936) в ду­хе тра­диц. ар­хи­тек­ту­ры; в фор­мах мо­дер­низ­ма – ц. Флек­ке­рёй (1960, арх. Г. Тал­лак­сен), ц. Грим (1969, арх. А. Эрик­стад), ц. Сём (2004, ар­хи­тек­то­ры А. Лё­ув­ланн, А. Ом­ланн). Так­же в К.: эле­ва­тор (1933–36, арх. А. Кор­смо) в фор­мах «совр. дви­же­ния», кам­пус Ун-та Агде­ра в фор­мах не­омо­дер­низ­ма (1995–2001, бю­ро «L2 Arkitekter»). Па­мят­ни­ки ко­ро­лям Кри­стиа­ну IV (1981, скульп­тор В. Гун­не­руд) и Ола­фу V (1997, скульп­тор А. Б. Не­дланд). На ок­раи­не К. – ро­ман­ская ц. Од­дер­нес (ок. 1040, од­на из ста­рей­ших в Нор­ве­гии).

Ун-т Агде­ра (1994, совр. ста­тус с 2007), от­де­ле­ние Норв. выс­шей шко­лы биз­нес-управ­ле­ния (1943) и др. На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские цен­тры: «Agder Research» (1985; про­бле­мы биз­нес-ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния и ре­гио­наль­но­го управ­ле­ния), «Elkem Re­search» (осн. на­прав­ле­ния – цвет­ная ме­тал­лур­гия, хи­мич. пром-сть, сол­неч­ная энер­ге­ти­ка и др.). Му­зеи: ху­до­же­ст­вен­ный (1995; норв. иск-во 19–21 вв.), крае­вед­че­ский гу­бер­нии Вест-Агдер (1903, под от­кры­тым не­бом). Му­зей-усадь­ба Гим­ле-Горд (близ К.) с англ. пар­ком (ок. 1800; со­б­ра­ние зап.-ев­роп. жи­во­пи­си 17–18 вв., фар­фо­ра и ме­бе­ли 19 в.; му­зей с 1982). Му­зей­ная ж. д. Се­тес­да­ля (экс­кур­си­он­ная вос­ста­нов­лен­ная же­лез­ная до­ро­га 19 в.). «Агдер теа­тер» (1991; осн. зда­ние – в ду­хе бру­та­лиз­ма, 1974–76, арх. Х. Йен­сен). Еже­год­но про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: по­пу­ляр­ной му­зы­ки «Quart» (июнь – июль), цер­ков­ной му­зы­ки (июнь), дет­ских филь­мов (ап­рель); раз в два го­да про­хо­дит ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ку­коль­ных спек­так­лей. Зоо­парк и парк раз­вле­че­ний («Kristian­sand Dyrepark»). Ста­ди­он «Юж­ная аре­на» (2007; 14,3 тыс. мест, один из круп­ней­ших фут­боль­ных ста­дио­нов стра­ны).

Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг (в т. ч. адм. управ­ле­ние, со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние, об­ра­зо­ва­ние, тор­гов­ля). Со 2-й пол. 20 в. ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся склад­ское хо­зяй­ст­во мор. тор­го­во­го пор­та, фрах­то­ва­ние спец. су­дов и тех­ни­ки для ве­де­ния мор. до­бы­чи неф­ти и га­за («Siem Offshore AS» и др.); в нач. 21 в. наи­бо­лее пер­спек­тив­ной от­рас­лью стал ту­ризм (в т. ч. эко­ло­ги­че­ский, мор­ской кру­из­ный). К. ос­та­ёт­ся важ­ным пром. цен­тром Нор­ве­гии. С на­ча­лом раз­ра­бот­ки неф­тя­ных и га­зо­вых ме­сто­ро­ж­де­ний в Се­вер­ном м. во 2-й пол. 20 в. зна­чит. роль в эко­но­ми­ке го­ро­да иг­ра­ет об­слу­жи­ва­ние это­го сек­то­ра. Су­до­строе­ние и су­до­ре­монт ори­ен­ти­ро­ва­ны на об­слу­жи­ва­ние су­дов и спец­тех­ни­ки для мор. неф­те- и га­зо­до­бы­чи. В К. – пред­при­ятия ком­па­нии «Aker MH AS» (раз­ра­бот­ка, про­из-во и про­да­жа ус­та­но­вок и обо­ру­до­ва­ния для мор. до­бы­чи неф­ти и га­за; в го­ро­де – го­лов­ной офис ком­па­нии), «National Oilwell Varco AS» (раз­ра­бот­ка, про­из-во, про­да­жа сис­тем для бу­ре­ния и об­слу­жи­ва­ния неф­тя­ных и га­зо­вых сква­жин и их ком­плек­тую­щих). Со­хра­ня­ет­ся зна­че­ние тра­диц. от­рас­лей: де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти, цвет­ной ме­тал­лур­гии. В К. – пред­при­ятия ком­па­ний «Elkem AS» (вы­плав­ка алю­ми­ния), «Falconbridge Nikkelverk A/S» (до­чер­няя ком­па­ния ка­над. «Falcon­bridge Ltd.»; вы­плав­ка ме­ди и ни­ке­ля), «Xstrata Nickel» (под­раз­де­ле­ние швейц. «Xstrata plc» – обо­га­ще­ние ни­ке­ле­вых руд) и др. Пред­при­ятия лёг­кой (тек­стиль­ная), пи­ще­вой (ры­бо­кон­серв­ная, му­ко­моль­ная, про­из-во пи­ва) пром-сти. Важ­ную роль в эко­но­ми­ке го­ро­да иг­рает энер­ге­ти­ка. Близ К. рас­по­ло­же­ны ряд ГЭС, в т. ч. «Iveland» (мощ­ность 44 МВт) и «Nomeland» (24 МВт) на р. От­ра (при­над­ле­жат ком­па­нии «Ag­der Energi AS»), «Vigelands Power Station» (26 МВт, при­над­ле­жит «Rio Tinto Alcan») и др. По под­вод­ной вы­со­ко­вольт­ной ли­нии че­рез прол. Ска­гер­рак осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­да­ча элек­тро­энер­гии в Да­нию.

Вернуться к началу