КИРИБА́ТИ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИБА́ТИ (гилбертцы; самоназвания – i-kiribati, tungaru), микронезийский народ, осн. население Кирибати. Численность 86 тыс. чел. (2005, перепись). Живут также на о-вах Фиджи (св. 6 тыс. чел.), Соломоновых о-вах (5 тыс. чел.), о-вах Науру (2 тыс. чел.), Новых Гебридах и Тувалу. Язык кирибати относится к микронезийским языкам. Говорят также по-английски. Ок. 50% нас. – католики, ок. 40% – протестанты (в осн. конгрегационалисты, а также пятидесятники и адвентисты седьмого дня); ок. 8% К. – мормоны.
Острова Гилберта были заселены примерно в кон. 1-го тыс. до н. э. – 1-й пол. 1-го тыс. н. э. переселенцами из Вост. Меланезии. В 13–14 вв. на архипелаг прибыли группы самоанцев. Традиц. хозяйство основано на земледелии (на севере – хлебное дерево, циртосперма, кокосовая пальма, панданус, на юге – в осн. панданус и кокосовая пальма) и рыболовстве. Орудия делали, как правило, из раковин. Высокого уровня достигло судостроение (суда длиной до 30 м с аутригером и треугольным парусом из пандануса) и навигационное иск-во. Поселения разбросанные, расположены по берегу лагуны. Дома (мвенга) не имеют стен. Мужчины во время церемоний повязывали тело циновкой (кабае), плетённой из листьев пандануса, женщины носили юбку (рири) из листьев кокосовой пальмы. Была распространена татуировка.
Практиковался ритуальный каннибализм. Каждый индивид принадлежит к нескольким экзогамным рэмиджам (уту) в зависимости от выбора мужской или женской линии в каждом восходящем поколении; на атоллах Бутаритари и Макин генеалогии прослеживались до 9 и более поколений. При выборе главы уту отдавалось предпочтение потомкам основателя рэмиджа по мужской линии. Послебрачное поселение амбилокальное. Поселенческий рэмидж образовывал деревню. Система терминов родства генерационного типа; сиблинги называются одним термином без разграничения по возрасту и полу. Практиковались адопция и сорорат. Главы уту входили в совет, заседавший в окружном доме собраний (манеаба). На юж. атоллах главы уту имели закреплённые места для сидений в манеаба, основанные на ранге рэмиджа в округе. Общество делилось на верховных вождей (уеа), вождей (тока), рядовых общинников (инаомата), зависимых (торо, или каунга). В доколониальную эпоху атоллы Бутаритари и Макин находились под властью верховного вождя. На юж. островах верховные вожди отсутствовали, потестарную функцию несли окружные манеаба. На сев. островах социальное расслоение было глубже, чем на южных. Частые междоусобные войны привели к возникновению уникальных форм защитного и наступательного вооружения: штанов (те отана) и куртки (те тута), плетённых из кокосовых волокон; панциря (те тана) из кокосовых волокон с высоким задним щитком, защищавшим шею; широкого (до 25 см) пояса (те катибана) из кокосовых волокон либо высушенной кожи ската; шапки (те баратекора) из кокосовых волокон; шлема (те барантаути) из кожи рыбы-шар; деревянные меч (те унун) и копьё (до 5,5 м длиной) с насаженными зубами акулы либо наконечником из шипа ската. Существовали культ предков (черепа и скелеты хранились в родовых гробницах) и духов (анти); колдуны (те ибонга). Практиковались мужские и женские (длительное заточение в хижине, чтобы кожа стала более светлой) инициации. Важную роль играли мифы о творце Нареау, легенды о первопредках (тоа), жителях мифич. прародины К. – Матанга. Развит танцевальный и песенный фольклор.