Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИБА́ТИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов
Кирибати. Общинный дом манеаба.

КИРИБА́ТИ (гил­берт­цы; са­мо­на­зва­ния – i-kiribati, tungaru), мик­ро­не­зий­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Ки­ри­ба­ти. Чис­лен­ность 86 тыс. чел. (2005, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на о-вах Фид­жи (св. 6 тыс. чел.), Со­ло­мо­но­вых о-вах (5 тыс. чел.), о-вах Нау­ру (2 тыс. чел.), Но­вых Геб­ри­дах и Ту­ва­лу. Язык ки­ри­ба­ти от­но­сит­ся к мик­ро­не­зий­ским язы­кам. Го­во­рят так­же по-анг­лий­ски. Ок. 50% нас. – ка­то­ли­ки, ок. 40% – про­тес­тан­ты (в осн. кон­гре­га­цио­на­ли­сты, а так­же пя­ти­де­сят­ни­ки и ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня); ок. 8% К. – мор­мо­ны.

Кирибати в традиционных костюмах.

Ост­ро­ва Гил­бер­та бы­ли за­се­ле­ны при­мер­но в кон. 1-го тыс. до н. э. – 1-й пол. 1-го тыс. н. э. пе­ре­се­лен­ца­ми из Вост. Ме­ла­не­зии. В 13–14 вв. на ар­хи­пе­лаг при­бы­ли груп­пы са­мо­ан­цев. Тра­диц. хо­зяй­ст­во ос­но­ва­но на зем­ле­де­лии (на се­ве­ре – хлеб­ное де­ре­во, цир­тос­пер­ма, ко­ко­со­вая паль­ма, пан­да­нус, на юге – в осн. пан­да­нус и ко­ко­со­вая паль­ма) и ры­бо­лов­ст­ве. Ору­дия де­ла­ли, как пра­ви­ло, из ра­ко­вин. Вы­со­ко­го уров­ня дос­тиг­ло су­до­строе­ние (су­да дли­ной до 30 м с аут­ри­ге­ром и тре­уголь­ным па­ру­сом из пан­да­ну­са) и на­ви­га­ци­он­ное иск-во. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, рас­по­ло­же­ны по бе­ре­гу ла­гу­ны. До­ма (мвен­га) не име­ют стен. Муж­чи­ны во вре­мя це­ре­мо­ний по­вя­зы­ва­ли те­ло ци­нов­кой (ка­бае), пле­тён­ной из ли­сть­ев пан­да­ну­са, жен­щи­ны но­си­ли юб­ку (ри­ри) из ли­сть­ев ко­ко­совой паль­мы. Бы­ла рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка.

Практиковался ритуальный канни­ба­лизм. Каждый индивид принадлежит к не­скольким экзогамным рэмиджам (уту) в зависимости от выбора мужской или женской линии в каждом восходя­щем поколении; на атоллах Бутаритари и Макин генеалогии прослеживались до 9 и более поколений. При выборе главы уту отдавалось предпочтение потомкам основателя рэмиджа по мужской линии. Послебрачное поселение амбилокальное. Поселенческий рэмидж образовывал де­ревню. Система терминов родства гене­рационного типа; сиблинги называются одним термином без разграничения по возрасту и полу. Прак­ти­ко­ва­лись адоп­ция и со­ро­рат. Гла­вы уту вхо­ди­ли в со­вет, за­се­дав­ший в ок­руж­ном до­ме со­б­ра­ний (ма­неа­ба). На юж. атоллах главы уту имели закреплённые места для сидений в манеаба, основанные на ран­ге рэмиджа в округе. Об­ще­ст­во де­ли­лось на вер­хов­ных во­ж­дей (уеа), во­ж­дей (то­ка), ря­до­вых об­щин­ни­ков (инао­ма­та), за­ви­си­мых (то­ро, или ка­ун­га). В доко­лониальную эпоху атоллы Бутаритари и Макин находились под властью вер­ховного вождя. На юж. островах вер­хов­ные во­ж­ди от­сут­ст­во­ва­ли, по­тес­тар­ную функ­цию не­сли ок­руж­ные ма­неа­ба. На сев. ост­ро­вах со­ци­аль­ное рас­слое­ние бы­ло глуб­же, чем на юж­ных. Час­тые меж­до­усоб­ные вой­ны при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию уни­каль­ных форм за­щит­но­го и на­сту­па­тель­но­го во­ору­же­ния: шта­нов (те ота­на) и курт­ки (те ту­та), пле­тён­ных из ко­ко­со­вых во­ло­кон; пан­ци­ря (те та­на) из ко­ко­со­вых во­ло­кон с вы­со­ким зад­ним щит­ком, за­щи­щав­шим шею; ши­ро­ко­го (до 25 см) поя­са (те ка­ти­ба­на) из ко­ко­со­вых во­ло­кон ли­бо вы­су­шен­ной ко­жи ска­та; шап­ки (те ба­ра­те­ко­ра) из ко­ко­со­вых во­ло­кон; шле­ма (те ба­ран­тау­ти) из ко­жи ры­бы-шар; де­ре­вян­ные меч (те унун) и ко­пьё (до 5,5 м дли­ной) с на­са­жен­ны­ми зу­ба­ми аку­лы ли­бо на­ко­неч­ни­ком из ши­па ска­та. Су­ще­ст­во­ва­ли культ пред­ков (че­ре­па и ске­ле­ты хра­ни­лись в ро­до­вых гроб­ни­цах) и ду­хов (ан­ти); кол­ду­ны (те ибон­га). Прак­ти­ко­ва­лись муж­ские и жен­ские (дли­тель­ное за­то­че­ние в хи­жи­не, что­бы ко­жа ста­ла бо­лее свет­лой) ини­циа­ции. Важ­ную роль иг­ра­ли ми­фы о твор­це На­ре­ау, ле­ген­ды о пер­во­пред­ках (тоа), жи­те­лях ми­фич. пра­ро­ди­ны К. – Ма­тан­га. Раз­вит тан­це­валь­ный и пе­сен­ный фольк­лор.

Лит.: Sabatier E. Astride the Equator. Mel­bourne; Oxf., 1977; Kiribati: aspects of his­tory. [Suva], 1979; Latouche J.-P. Mythis­toire tungaru. Cosmologies et généalogies aux îles Gil­bert. P., 1984; Grimble A. F. Tungaru tra­di­tions: writings on the Atoll culture of the Gil­bert Islands. Carlton, 1989.

Вернуться к началу