Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМОА́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 286-287

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов

САМОА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – са­моа), по­ли­не­зий­ский на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние о-вов Са­моа. Чис­лен­ность в Не­за­ви­си­мом Го­су­дар­ст­ве Са­моа 194 тыс. чел., в Аме­ри­кан­ском Са­моа 56 тыс. чел. (2014, оцен­ка). Жи­вут так­же в Но­вой Зе­лан­дии (140 тыс. чел.), США (184 тыс. чел.), Ав­ст­ра­лии (55 тыс. чел.). Го­во­рят на са­мо­ан­ском язы­ке, рас­про­стра­нён так­же англ. яз. В осн. хри­стиа­не раз­ных на­прав­ле­ний, име­ют­ся ба­хаи­ты и му­суль­ма­не.

Самоанская танцовщица. Фото Т. Эндрю (кон. 19 в.). Национальная библиотека Новой Зеландии (Веллингтон).

Осн. за­ня­тия – зем­ле­де­лие и ры­бо­лов­ст­во; раз­во­дят сви­ней, со­бак, кур. Прак­ти­ко­ва­лась ри­ту­аль­ная лов­ля го­лу­бей (при­ви­ле­гия со­ци­аль­ного слоя ма­таи). По­се­ле­ния (нуу) в осн. рас­по­ло­же­ны в при­бреж­ной по­ло­се. Жи­лые по­строй­ки (фа­ле афо­лау) име­ют оваль­ную фор­му, до­ма со­б­ра­ний (фа­ле те­ле) – круг­лую. До­ма обыч­но рас­по­ла­га­ют­ся во­круг це­ре­мо­ни­аль­ной пло­щад­ки (ма­лае). Прин­цип на­сле­до­ва­ния – ам­би­ли­ней­ный. Де­рев­ню на­се­ля­ют не­сколь­ко боль­ше­се­мей­ных об­щин (аин­га), воз­глав­ляе­мых ма­таи, ко­то­рые под­раз­де­ля­ют­ся на две ка­те­го­рии: алии («во­ж­ди») и ту­ла­фа­ле («во­ж­ди-ора­то­ры»). Обе ка­те­го­рии име­ют свою сис­те­му ран­жи­ро­ван­ных ти­ту­лов. Их пред­ста­ви­те­ли со­став­ля­ют де­ре­вен­ский со­вет (фо­но). Са­мый вы­со­ко­ран­жи­ро­ван­ный ма­таи из алии или ту­ла­фа­ле ста­но­вит­ся во­ж­дём де­рев­ни. Не­ти­ту­ло­ван­ные и мо­ло­дые муж­чи­ны (тау­ле­леа) со­став­ля­ют груп­пу ау­ман­га («си­ла де­рев­ни»), ко­то­рую воз­глав­ля­ет ма­на­иа. Жё­ны ма­таи об­ра­зу­ют груп­пу фа­ле­туа ма тау­си, а не­за­муж­ние жен­щи­ны – ау­а­лу­ма, ко­то­рая воз­глав­ля­ет­ся стар­ши­ми жен­щи­на­ми и тау­поу («де­ва де­рев­ни»). Де­рев­ни фор­ми­ру­ют ок­ру­га и су­бок­ру­га. Для пя­ти пра­вя­щих ок­ру­гов са­мые вы­со­ко­ран­жи­ро­ван­ные ти­ту­лы: Туи Атуа (окр. Атуа, о. Упо­лу), Та­ма­соа­лии и Нга­тоа­и­те­ле (окр. Туа­ма­са­га, о. Упо­лу), Туи Аа­на (окр. Аа­на, о. Упо­лу), Ле Пу­ле о Са­ла­фаи (о. Са­вайи); об­ла­да­тель этих ти­ту­лов был из­вес­тен как ту­пу («ко­роль Са­моа»).

Бы­ли раз­ви­ты су­до­строе­ние, из­го­тов­ле­ние та­пы (сиа­по), тон­ких ци­но­вок (ие тон­га), слу­жив­ших пред­ме­том це­ре­мо­ни­аль­но­го об­ме­на. Прак­ти­ко­ва­лись охо­та за го­ло­ва­ми и ри­ту­аль­ный кан­ни­бализм, та­туи­ров­ка и це­ре­мо­ни­аль­ное питьё ка­вы. Ха­рак­тер­ны го­лов­ные убо­ры (ту­ин­га) во­ж­дей из че­ло­ве­че­ских во­лос; це­ре­мо­ни­аль­ные ат­ри­бу­ты ту­ла­фа­ле: жезл (то­отоо) и хло­пуш­ка (фуэ). Име­ли бо­га­тый фольк­лор и ми­фо­ло­гию (кос­мо­ло­гич. ми­фы и др.).

Лит.: Buck P. Samoan material culture. Honolulu, 1930; Keesing F., Keesing M. Elite communication in Samoa: A study of leadership. Stanford, 1956; Gilson R. Samoa 1830 to 1900: The politics of a multi-cultural community. Melb.; N. Y., 1970.

Вернуться к началу