Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЛАДИВОСТОК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЛАДИВОСТО́К, го­род в Рос­сии, адм. центр При­мор­ско­го края, центр Владивостокского гор. округа. Нас. 606,6 тыс. чел. (2017). В. – круп­ный на­уч., куль­тур­ный и эко­но­мич. центр Даль­не­го Вос­то­ка. Б. ч. тер­ри­то­рии го­ро­да рас­по­ло­же­на на юж. око­неч­но­сти п-ова Му­равь­ё­ва-Амур­ско­го; в чер­ту В. вхо­дят так­же ост­ро­ва Рус­ский, По­по­ва, Рей­не­ке и др. (все­го 34) и п-ов Пес­ча­ный. Омы­ва­ет­ся во­да­ми бух­ты Зо­ло­той Рог, Амур­ско­го и Ус­су­рий­ско­го за­ли­вов. Рель­еф гор. тер­ри­то­рии б. ч. хол­ми­стый, об­ра­зо­ван от­ро­га­ми хреб­та Му­равь­ё­ва-Амур­ско­го и рас­чле­нён мно­го­числ. реч­ны­ми до­ли­на­ми. Круп­ный транс­порт­ный узел. В. – ко­неч­ный пункт Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли. Мор. порт (гру­зо­обо­рот 5,6 млн. т, 330 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2016). В. конечный пункт федеральной автотрассы «Уссури» (от Хабаровска). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт. Гор. фу­ни­ку­лёр (с 1962).

В 1860 на бе­ре­гу бух­ты Зо­ло­той Рог ко­ман­дой рус. па­рус­ни­ка «Мань­чжур» ос­но­ван во­ен. пост, по­лу­чив­ший назв. «В.». В 1862–1909 имел ста­тус пор­то-фран­ко (сво­бод­ной эко­но­мич. зо­ны). С нач. 1870-х гг. стал гл. рос. пор­том на Ти­хом ок. С 1871 ба­за Си­бир­ской во­ен­ной фло­ти­лии, в 1871–73 во В. пе­реве­дён во­ен. порт из Ни­ко­ла­ев­ска-на-Аму­ре. В 1875 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В кон. 19 – нач. 20 вв. для его обо­ро­ны по­строе­ны бе­ре­го­вые ба­та­реи. В 1879 во В. при­был пер­вый па­ро­ход Доб­ро­воль­но­го фло­та, ус­та­нов­ле­но по­сто­ян­ное мор. па­ро­ход­ное со­об­ще­ние ме­ж­ду В., С.-Пе­тер­бур­гом и Одес­сой. В 1880–88 су­ще­ст­во­ва­ло отд. Вла­ди­во­сток­ское во­ен. гу­бер­на­тор­ст­во. В 1888–1920 центр При­мор­ской обл. В 1889 по­лу­чил ста­тус во­ен.-мор. кре­по­сти. В 1897 всту­пи­ла в строй Ус­су­рий­ская ж. д., в 1903 по­сле за­вер­ше­ния строи­тель­ст­ва Ки­тай­ско-Вос­точ­ной ж. д. от­кры­лось пря­мое со­об­ще­ние ме­ж­ду В. и Мо­ск­вой по Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли. Гл. роль в эко­но­ми­ке го­ро­да иг­ра­ли су­до­ход­ст­во и тор­гов­ля (на­хо­ди­лась гл. обр. в ру­ках вы­ход­цев из ев­роп. стран). С кон. 19 в. из В. от­прав­ля­лись мно­го­числ. н.-и. экс­пе­ди­ции (Н. М. Прже­валь­ско­го, С. О. Ма­ка­ро­ва, В. К. Ар­сень­е­ва, В. Л. Ко­ма­ро­ва и др.). Во вре­мя рус.-япон. вой­ны 1904–05 под­верг­ся бом­бар­ди­ров­ке, на­хо­дил­ся на осад­ном по­ло­же­нии: здесь ба­зи­ро­вал­ся от­ряд крей­се­ров рус. фло­та. Во В. про­изош­ли Вла­ди­во­сток­ские вос­ста­ния 1905–07. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 в го­ро­де не­од­но­крат­но ме­ня­лась власть. В 1918 во В. вы­са­ди­лись во­ен. де­сан­ты япон., амер. и брит. войск. Во вре­мя Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са вы­сту­п­ле­ния 1918 за­хва­чен час­тя­ми кор­пу­са. В 1920–22 ок­ку­пи­ро­ван япон. вой­ска­ми, в хо­де При­мор­ской опе­ра­ции 1922 за­нят час­тя­ми На­род­но-ре­во­люц. ар­мии Даль­не­во­сточ­ной рес­пуб­ли­ки (ДВР), в том же го­ду в со­ста­ве ДВР во­шёл в РСФСР. В 1922–26 центр При­мор­ской губ., в 1926–38 – Даль­не­во­сточ­но­го, с 1938 – При­мор­ско­го кра­ёв.

Владивосток. Вид города. Фото В. С. Иванова

Го­род рас­по­ло­жен ам­фи­те­ат­ром с тер­рас­ной за­строй­кой улиц. На вер­ши­не cопки Ор­ли­ное Гнез­до – ажур­ная те­ле­ви­зи­он­ная баш­ня; у под­но­жия го­ры – те­ле­центр и Дом ра­дио. Вдоль бух­ты Зо­ло­той Рог – ис­то­рич. яд­ра В.– про­тя­ну­лись со­ору­же­ния тор­го­во­го и рыб­но­го пор­тов, су­до­ре­монт­ных за­во­дов; за ни­ми – центр. рай­оны с ли­ней­ным рас­по­ло­же­ни­ем улиц, вы­тя­ну­тых вдоль бух­ты. С 1880 за­страи­вал­ся ка­мен­ны­ми до­ма­ми, с 1906 – по ти­по­вым про­ек­там. С 1930-х гг. по пла­ну ре­кон­ст­рук­ции го­ро­да воз­ве­де­ны круп­ные об­ществ. и адм. зда­ния (Ху­дож. уч-ще, 1947, арх. А. И. По­рец­ков; Му­зей по­гра­нич­ных войск, арх. Л. Б. Бут­ко, и др.). По ген­пла­ну 1960 соз­дан но­вый гор. центр, по­строе­ны мор. во­кзал (1965), Дом куль­ту­ры (1967), зда­ние дра­ма­тич. те­ат­ра (1975), ан­самбль адм. зда­ний (1983, арх. Е. Г. Ро­за­нов и др.). С 1990-х гг. ве­дёт­ся строи­тель­ст­во с уча­сти­ем ино­стран­ных фирм, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся про­ек­ты го­род­ско­го ди­зай­на (пе­ше­ход­ная зо­на ул. Ад­ми­ра­ла Фо­ки­на и др.).

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков – Вла­ди­во­сток­ская кре­пость (со­сто­ит из внутр. ли­нии обо­ро­нит. со­ору­же­ний – 1896–1904, ин­же­не­ры К. С. Чер­но­книж­ни­ков, К. И. Ве­лич­ко – и внеш­ней ли­нии – 1910–14, фор­ти­фи­ка­тор А. П. Шо­шин), ж.-д. во­кзал (1894, арх. А. Ба­зи­лев­ский; ре­кон­ст­рук­ция 1908, арх. Н. В. Ко­но­ва­лов), Вос­точ­ный ин-т (ны­не тех­нич. ун-т; 1896–99, арх. А. А. Гвозд­зи­ов­ский; ста­туи ми­фо­ло­гич. львов «ши цзы» – по­да­рок кит. пра­ви­тель­ст­ва), гос­ти­ни­ца «Вер­саль» (1906–08, арх. И. В. Меш­ков), лю­те­ран­ская ц. Св. Пав­ла (1907–09, арх. Г. Р. Юнг­хен­дель), быв. зда­ние Си­бир­ской фло­ти­лии (1911, инж. И. А. За­бо­ров­ский). Па­мят­ни­ки: Г. И. Не­вель­ско­му (1897, ин­же­нер фло­та А. Н. Ан­ти­пов, скульп­тор Р. Р. Бах), «Бор­цам за власть Со­ве­тов» (1961, ар­хи­тек­то­ры А. А. Уса­чёв, Т. Л. Шуль­ги­на, скульп­тор А. И. Те­не­та), мо­ря­кам торг. фло­та (1967, скульп­тор О. А. Икон­ни­ков) и др. Вдоль же­лез­ной до­ро­ги и шос­се – по­ло­са ку­рорт­ных по­сёл­ков, Бо­та­нич. сад (1949). На бе­ре­гу Ус­су­рий­ско­го зал. у бух­ты Емар рас­по­ло­жен Все­рос­сий­ский дет­ский центр «Оке­ан» (1983).

Даль­не­во­сточ­ное от­де­ле­ние РАН. Дей­ст­ву­ют 15 ву­зов (вклю­чая не­го­су­дарств. ву­зы и фи­лиа­лы), в т. ч. гос. ву­зы: Даль­не­во­сточ­ные – ун-т (ос­но­ван в 1899), тех­нич. ун-т (1899, совр. назв. с 1992), ин-т ис­кусств, тех­нич. ры­бо­хо­зяйств. ун-т (1930); Мор­ской ун-т им. ад­ми­ра­ла Г. И. Не­вель­ско­го (ве­дёт ис­то­рию от Алек­сан­д­ров­ских мо­ре­ход­ных клас­сов, от­кры­тых в 1890; назв. и ста­тус не­од­но­крат­но ме­ня­лись, с 2001 совр. на­зва­ние), Вла­ди­во­сток­ский мед. ун-т (ос­но­ван в 1956 на ба­зе Пе­да­го­гич. ин-та как ф-т Даль­не­во­сточ­но­го ун-та; с 1995 совр. назв.), Ти­хо­оке­ан­ский эко­но­мич. ун-т (ос­но­ван в 1964 как фи­ли­ал Моск. ин-та нар. хо­зяй­ст­ва им. Г. В. Пле­ха­но­ва, назв. и ста­тус не­од­но­крат­но ме­ня­лись, с 2004 совр. назв.), Вла­ди­во­сток­ский ун-т эко­но­ми­ки и сер­ви­са (ос­но­ван в 1967 как Даль­не­во­сточ­ный тех­но­ло­гич. ин-т, с 1996 совр. назв.) и др. 38 мас­со­вых биб­лио­тек, в т. ч. Цен­траль­ная б-ка им. А. П. Че­хо­ва, в со­ста­ве ко­то­рой 20 фи­лиа­лов.

Му­зеи: При­мор­ский гос. объ­е­ди­нён­ный им. В. К. Ар­сень­е­ва (1884; фи­лиа­лы – до­ма-му­зеи: се­мьи Су­ха­но­вых, 1977; Ар­сень­е­ва, 1977), Во­ен.-ис­то­рич. му­зей Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та (1950), «При­ро­да мо­ря и её ох­ра­на» (1977), Мор. му­зей-океа­на­ри­ум (1991), Во­ен.-ис­то­рич. фор­ти­фи­ка­ци­он­ный «Вла­ди­во­сток­ская кре­пость» (1996). При­мор­ская кар­тин­ная га­ле­рея (ос­но­ва­на в 1965, от­кры­та в 1966), Дет­ская крае­вая кар­тин­ная га­ле­рея (1991), га­ле­реи совр. иск-ва Ар­т­этаж (1989) и Ар­ка (1995).

При­мор­ские крае­вые те­ат­ры: дра­ма­тический имени М. Горь­ко­го (1932), ку­коль­ный (1939), дра­ма­тический театр мо­ло­дё­жи (1946) и др. Цирк (1973). Ме­ж­ду­народное би­ен­на­ле ви­зу­аль­ных ис­кусств. Еже­год­но про­хо­дят Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь спор­тив­но­го баль­но­го тан­ца «Звёз­ды При­мо­рья» и Ре­гио­наль­ный те­ат­раль­ный фес­ти­валь имени А. При­сяж­ню­ка.

Государственный Приморский театр оперы и балета (2013, с 2016 под названием «Мариинский театр. Приморская сцена»). Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» (2016). Приморская краевая филармония (1939) с большим (1980) и малым концертными залами. В её составе: Тихоокеанский симфонический оркестр (1935, бывший Оркестр Приморского радио и ТВ), Эстрадный оркестр Приморской филармонии (основан в 2014 на базе Губернаторского духового оркестра). Всероссийский фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» (с 1992, ежегодный).

Фут­боль­ный клуб «Луч-Энер­гия» (с 2006 в Премь­ер-ли­ге чем­пио­на­та Рос­сии).

Наи­бо­лее раз­ви­ты су­до­строе­ние и су­до­ре­монт (ве­ду­щие пред­при­ятия: «Вла­ди­во­сток­ский су­до­рем­за­вод», «Вос­точ­ная Верфь»), рыб­ная («Даль­ры­ба» – ох­ла­ж­дён­ная ры­бо­про­дук­ция, «Даль­мо­ре­про­дукт Тро­улерс» – фарш, фи­ле, ик­ра) и лёг­кая пром-сть («За­ря» – швей­ные из­де­лия и др.). Про­из-во ра­дио­элек­трон­ной тех­ни­ки для во­ен.-мор. и гражд. фло­тов («Ра­дио­при­бор»).

Лит.: Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк го­ро­да Вла­ди­во­сто­ка. 1860–1910. Вла­ди­во­сток, 1910; Мат­ве­ев Н. П. Крат­кий ис­то­ри­че­ский очерк г. Вла­ди­во­сто­ка. Вла­ди­во­сток, 1990; Алек­се­ев А. И. «Яко­ря по­ма­лу тра­вить!..»: Так на­чи­нал­ся Вла­ди­во­сток. 2-е изд. Вла­ди­во­сток, 2000; Вла­ди­во­сток се­го­дня и зав­тра. Вла­ди­во­сток, 2000.

Вернуться к началу