Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕДА́

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий, Г. А. Шатохина-Мордвинцева

БРЕДА́ (Breda), го­род на юге Ни­дер­лан­дов, пров. Сев. Бра­бант. Нас. 169,3 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен на р. Марк (при­стань), в 10 км от гра­ни­цы с Бель­ги­ей. Важ­ный транс­порт­ный узел: в Б. пе­ре­се­ка­ют­ся ав­то­стра­ды Па­риж – Брюс­сель – Ам­стер­дам и Бер­лин – Рур – Рот­тер­дам, про­хо­дит ж.-д. ма­ги­ст­раль Дюс­сель­дорф – Рот­тер­дам – Хук-ван-Хол­ланд.

Воз­ник на мес­те се­ле­ния, су­ще­ст­во­вав­ше­го с 10 в. в со­ста­ве гер­цог­ст­ва Бра­бант. В 1198 по­лу­чил назв. «Б.», в 1252 – гор. пра­во. В 1404 ото­шёл к граф­ст­ву Нас­сау. Эко­но­мич. подъ­ём Б. на­чал­ся с 14 в., го­род стал круп­ным цен­тром тор­гов­ли и ре­мё­сел (гл. обр. сук­но­де­лия). С Б. свя­за­ны важ­ные со­бы­тия Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. Иг­рал важ­ную роль в борь­бе ни­дер­ланд­цев про­тив исп. гос­под­ства. В 1581 и 1625 был за­хва­чен ис­пан­ца­ми, в 1590 и 1637 от­воё­вы­вал­ся ни­дер­ланд­ца­ми. По ус­ло­ви­ям Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648 за­кре­п­лён за Рес­пуб­ли­кой Со­еди­нён­ных про­вин­ций (Ни­дер­лан­дами). В 1651–60 в Б. про­жи­вал в из­гна­нии англ. ко­роль Карл II. В 1660 в Б. им бы­ло ог­ла­ше­но за­яв­ле­ние (Бред­ская дек­ла­ра­ция), под­го­то­вив­шее рес­тав­ра­цию Стю­ар­тов в Анг­лии. Б. – ме­сто под­пи­са­ния до­го­вора 1667 о ми­ре ме­ж­ду Анг­ли­ей и Со­еди­нён­ны­ми про­вин­ция­ми (см. Анг­ло-гол­ланд­ские вой­ны 17–18 вв.). В 1794 за­хва­чен фран­цу­за­ми, с 1815 в со­ста­ве Ни­дерл. ко­ро­лев­ст­ва. Со 2-й пол. 19 в. Б. – зна­чит. ин­ду­ст­ри­аль­ный центр Сев. Бра­бан­та.

Го­род раз­ви­вал­ся при зам­ке (упо­ми­на­ет­ся с 1190; пе­ре­стро­ен в 1536–38, итал. арх. Т. Вин­чи­дор да Бо­ло­нья; кры­ло – 1696, арх. Я. Ро­ман) по ра­ди­аль­но-коль­це­вой пла­ни­ров­ке с ры­ноч­ной пло­ща­дью в цен­тре. Коль­цо ук­ре­п­ле­ний рас­ши­ря­лось до ны­неш­не­го об­вод­но­го ка­на­ла. В 19 в. зна­чи­тель­но рас­ши­рен. Сре­ди па­мят­ни­ков: го­тич. ц. Гро­те керк (на­ча­та ок. 1400, пе­ре­страи­ва­лась в 16–18 вв.), Мяс­ной ры­нок (пор­тал – 1615, фа­сад – 1772), Ра­ту­ша (фа­сад – 1767), два особ­ня­ка в сти­ле функ­цио­на­лиз­ма (1932, арх. Г. Рит­велд) и др. Ко­ро­лев­ская во­ен. ака­де­мия. Ун-т проф. об­ра­зо­ва­ния (ос­но­ван в 1966 как Не­мец­кий на­уч. ин-т ту­риз­ма и до­су­га, с 1995 совр. назв.). Пуб­лич­ная б-ка. Му­зей Б. (ис­то­рия и иск-во), Ху­дож. центр. Те­ат­ры: Боль­шой, «Шас­сэ».

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (в т. ч. элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ное) и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, про­из-во ис­кусств. шёл­ка, швей­ная, пи­ще­вая, та­бач­ная. Тра­ди­ци­он­ные для Б. ко­же­вен­но-обув­ная и не­ко­то­рые от­рас­ли тек­стиль­ной пром-сти пе­ре­жи­ва­ют кри­зис. С сер. 20 в. ус­ко­рен­но раз­вива­ет­ся сфе­ра ус­луг (ны­не – важ­ней­ший сек­тор эко­но­ми­ки го­ро­да), в т. ч. об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов.

Лит.: Geest J. Architectuurgids Breda. Rotterdam, 2002.

Вернуться к началу