БРЕДА́
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЕДА́ (Breda), город на юге Нидерландов, пров. Сев. Брабант. Нас. 169,3 тыс. чел. (2006). Расположен на р. Марк (пристань), в 10 км от границы с Бельгией. Важный транспортный узел: в Б. пересекаются автострады Париж – Брюссель – Амстердам и Берлин – Рур – Роттердам, проходит ж.-д. магистраль Дюссельдорф – Роттердам – Хук-ван-Холланд.
Возник на месте селения, существовавшего с 10 в. в составе герцогства Брабант. В 1198 получил назв. «Б.», в 1252 – гор. право. В 1404 отошёл к графству Нассау. Экономич. подъём Б. начался с 14 в., город стал крупным центром торговли и ремёсел (гл. обр. сукноделия). С Б. связаны важные события Нидерландской революции 16 в. Играл важную роль в борьбе нидерландцев против исп. господства. В 1581 и 1625 был захвачен испанцами, в 1590 и 1637 отвоёвывался нидерландцами. По условиям Вестфальского мира 1648 закреплён за Республикой Соединённых провинций (Нидерландами). В 1651–60 в Б. проживал в изгнании англ. король Карл II. В 1660 в Б. им было оглашено заявление (Бредская декларация), подготовившее реставрацию Стюартов в Англии. Б. – место подписания договора 1667 о мире между Англией и Соединёнными провинциями (см. Англо-голландские войны 17–18 вв.). В 1794 захвачен французами, с 1815 в составе Нидерл. королевства. Со 2-й пол. 19 в. Б. – значит. индустриальный центр Сев. Брабанта.
Город развивался при замке (упоминается с 1190; перестроен в 1536–38, итал. арх. Т. Винчидор да Болонья; крыло – 1696, арх. Я. Роман) по радиально-кольцевой планировке с рыночной площадью в центре. Кольцо укреплений расширялось до нынешнего обводного канала. В 19 в. значительно расширен. Среди памятников: готич. ц. Гроте керк (начата ок. 1400, перестраивалась в 16–18 вв.), Мясной рынок (портал – 1615, фасад – 1772), Ратуша (фасад – 1767), два особняка в стиле функционализма (1932, арх. Г. Ритвелд) и др. Королевская воен. академия. Ун-т проф. образования (основан в 1966 как Немецкий науч. ин-т туризма и досуга, с 1995 совр. назв.). Публичная б-ка. Музей Б. (история и иск-во), Худож. центр. Театры: Большой, «Шассэ».
Ведущие отрасли пром-сти – машиностроение (в т. ч. электротехнич. и электронное) и металлообработка, произ-во искусств. шёлка, швейная, пищевая, табачная. Традиционные для Б. кожевенно-обувная и некоторые отрасли текстильной пром-сти переживают кризис. С сер. 20 в. ускоренно развивается сфера услуг (ныне – важнейший сектор экономики города), в т. ч. обслуживание туристов.