Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВЕНТА́ЛЬ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: С. М. Грачёва

ЛЕВЕНТА́ЛЬ Ва­ле­рий Яков­ле­вич (р. 17.8.1938, Мо­ск­ва), рос. сце­но­граф, нар. худ. СССР (1989), д. чл. РАХ (1997). Учил­ся на ху­дож. ф-те ВГИКа (1956–62) у Ю. И. Пи­ме­но­ва

 >>
, Б. В. Дуб­ров­ско­го-Эш­ке, М. И. Ку­рил­ко. На­чи­нал как ху­дож­ник филь­мов («Про­щай­те, го­лу­би» Я. А. Се­ге­ля, «Ни­ко­гда» П. Е. То­до­ров­ско­го). С 1963 оформ­лял опер­ные и дра­ма­тич. спек­так­ли в моск. те­ат­рах, в т. ч. им. М. Н. Ер­мо­ло­вой, Са­ти­ры («Бе­зум­ный день, или Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1969), на Ма­лой Брон­ной [«Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля (1975); «Чай­ка» (1980) и «Три се­ст­ры» (1982) А. П. Че­хо­ва], на Та­ган­ке («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва, 1985), во МХАТе («Дя­дя Ва­ня» Че­хо­ва, 1985; «Ве­не­ци­ан­ский ан­тик­вар» К. Голь­до­ни, 2001); со­труд­ни­чал с ре­жис­сё­ра­ми В. Н. Плу­че­ком
 >>
, А. В. Эф­ро­сом
 >>
, М. А. За­ха­ро­вым
 >>
, О. Н. Еф­ре­мо­вым
 >>
, С. Ю. Юр­ским
 >>
и др.

В 1965–95 ху­дож­ник ГАБТа (с 1988 гл. ху­дож­ник), где офор­мил: опе­ры «Се­мён Кот­ко» (1970) и «Иг­рок» (1974) С. С. Про­кофь­е­ва, «Мёрт­вые ду­ши» Р. К. Щед­ри­на (1977), «Отел­ло» Дж. Вер­ди (1978), «Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1980) и др. (ра­бо­тал с реж. Б. А. По­кров­ским

 >>
); ба­ле­ты «Ан­на Ка­ре­ни­на» (1972) и «Чай­ка» (1980) Щед­ри­на, «Кор­сар» А. Ада­на и Ч. Пу­ньи (1994) и др. (со­труд­ни­чал с хо­рео­гра­фа­ми О. М. Ви­но­гра­до­вым
 >>
, Л. В. Якоб­со­ном
 >>
, В. В. Ва­силь­е­вым
 >>
, Ю. Н. Гри­го­ро­ви­чем
 >>
, М. М. Пли­сец­кой
 >>
). Мно­го ра­бо­та­ет в др. го­ро­дах Рос­сии (ба­ле­ты «Сва­деб­ка» и «По­це­луй феи» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 2003, Те­атр опе­ры и ба­ле­та, Но­во­си­бирск, и др.) и за ру­бе­жом (Ита­лия, Гер­ма­ния, Поль­ша); с сер. 1990-х гг. жи­вёт в США. Ра­бо­там Л. свой­ст­вен­ны сти­ли­стич. раз­но­об­ра­зие, ко­ло­ри­стич. изы­скан­ность, па­ра­док­саль­ность объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ных ре­ше­ний, яр­кая те­ат­раль­ность. Осо­бой творч. уда­чей счи­та­ет­ся оформ­ле­ние им по­ста­но­вок че­хов­ских пьес и ба­ле­тов по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний Че­хо­ва. Пре­по­да­вал на ху­до­же­ст­вен­но-по­ста­но­воч­ном ф-те Шко­лы-сту­дии МХАТ (с 1983; проф. с 1988). За­ни­ма­ет­ся стан­ко­вой жи­во­пи­сью. Гос. пр. РФ (1995).

В. Я. Левенталь. Эскиз декорации к балету «Чайка» Р. К. Щедрина. 1980. Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (Москва).

Соч.: Про­фес­сия – ху­дож­ник те­ат­ра // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1985. [Вып. 8].

Лит.: Луц­кая Е. Л. В. Ле­вен­таль. М., 1989.

Вернуться к началу