
КАЗАКО́В МАТВЕЙ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КАЗАКО́В Матвей Фёдорович [9(20).11.1738, Москва – 26.10(7.11).1812, Рязань], рос. архитектор, один из крупнейших мастеров раннего и зрелого рус. классицизма. Его постройки во многом определили облик допожарной Москвы. Учился у Д. В. Ухтомского, одновременно изучая европ. трактаты по архитектуре и увражи. В 1754 получил чин сержанта архитектуры.
В 1763–67 участвовал в послепожарной реконструкции Твери в качестве помощника арх. П. Р. Никитина (начал строительство Путевого дворца, завершённое впоследствии К. И. Росси). В 1768–74 был помощником В. И. Баженова в Москве (участвовал в проектировании Большого Кремлёвского дворца, в создании врем. архит. декораций для празднования Кючук-Кайнарджийского мира 1774 на Ходынском поле), который оказал решающее влияние на становление его как архитектора. Ориентируясь на образцы Баженова, К. создал более строгий и рациональный вариант классицизма. В 1775 получил звание архитектора и начал самостоят. деятельность. Возвёл Петровский подъездной дворец (1775–1783) с использованием элементов ср.-век. готич. замка (валы, рвы) и форм др.-рус. зодчества в наружном декоре, которые сочетались с классицистич. планом. В более поздних постройках К. также присутствуют предромантич. черты (проект перестройки дворца в Царицыне, 1786–93; здание Бутырского тюремного замка, 1784–92; несохранившийся собор Зачатьевского мон. и др.).
При проектировании здания Сената в Московском Кремле (1776–87) К., используя фрагмент проекта В. И. Баженова для Большого Кремлёвского дворца, разработал регулярный план для участка неправильной формы и гармонично вписал классицистич. здание в ансамбль старых построек Кремля и Красной площади. Здание Сената построено по плану в форме треугольника со срезанными углами, разделённого внутр. корпусами на три двора, с купольной ротондой Круглого зала, составляющей центр композиции. Другие крупные обществ. сооружения К. имеют градостроит. значение, организуя целые кварталы. Здание Моск. ун-та (1782–93, перестроено Д. И. Жилярди) создано по образцам усадебных композиций, имеет П-образный план с парадным двором, полуротонду Актового зала и малые купольные помещения в торцах крыльев. Голицынская больница (1796–1801) также имеет в центре церковь в форме купольной ротонды, от которой расходятся Г-образные корпуса. Здесь, как и в Павловской больнице (1802–07), применена рациональная планировка помещений, отвечающая практич. назначению зданий. К. перестроил дом Дворянского собрания, добавив к уже существовавшему зданию прямоугольный Колонный зал (1784), украшенный по периметру коринфской колоннадой, и угловую ротонду (1793–1801).
К. были спроектированы многочисл. особняки и дворцы, определявшие тип жилой застройки Москвы в этот период. Наряду с традиционными для Москвы усадьбами, в которых гл. дом отодвинут в глубь П-образного двора (усадьба Барышниковых на Мясницкой ул., 1797–1802), К. создаёт новый тип гор. усадьбы, подчинённый идее единства и регулярности гор. среды, с домом, выдвинутым на красную линию улицы и выходящим на неё фасадом с колонным портиком (дом М. П. Губина, на ул. Петровка, 1790-е гг.). При этом служебные постройки либо выносились на задний двор, либо выстраивались в один ряд с гл. объёмом здания. С подчёркнуто строгими и лаконичными формами наружной архитектуры контрастировало пышное убранство интерьеров, в которых ордерные элементы сочетаются с лепниной, резьбой, позолотой и живописью («Золотые комнаты» дома Демидова в Гороховском переулке, 1789–91). Мн. дома К. утратили свой первоначальный облик в процессе перестройки Москвы после пожара 1812.
В церковном зодчестве К. разрабатывал тип центрич. храма. В церквах, построенных по проектам К. (Филиппа Митрополита, 1777–88; Вознесения Господня на Гороховом поле, 1788–93; Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1791–93; Иоанна Предтечи на Земляном валу, 1794–1806), осн. объём имеет форму ротонды, перекрытой куполом.
В 1800–04 К. руководил составлением генерального и «фасадического» («с птичьего полёта») планов Москвы и созданием серии из 13 архит. альбомов (1797–1802), получивших назв. «Казаковские альбомы», куда вошли наиболее значит. моск. здания, воздвигнутые как самим К., так и др. зодчими. В 1792 К. организовал архит. школу при Экспедиции кремлёвского строения; среди учеников – И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, И. Г. Таманский, М. М. Казаков, Р. Р. Казаков, О. И. Бове, также сыновья К. (все – архитекторы) – Василий (1772 – после 1817), Матвей (1781–1819) и Павел (1783 – после 1810).