Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТОРИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

ИСТОРИ́ЗМ, на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­ном иск-ве 19 в.; его пред­ста­ви­те­ли стре­ми­лись к точ­но­му вос­про­из­ве­де­нию сти­ле­вых сис­тем про­шло­го. И. был рас­про­стра­нён во Фран­ции и осо­бен­но в Гер­ма­нии (пре­им. в Ба­ва­рии; так­же ан­самбль «Му­зей­но­го ост­ро­ва» в Бер­ли­не). В от­ли­чие от свой­ст­вен­но­го ис­то­ри­че­ским сти­лям

 >>
в це­лом сво­бод­но­го ци­ти­ро­ва­ния эле­мен­тов «боль­ших сти­лей» (ро­ман­ско­го сти­ля, го­ти­ки, ви­зант. зод­че­ст­ва, клас­си­циз­ма, ба­рок­ко и т. д.) в об­раз­но-де­ко­ра­тив­ных це­лях, И. стре­мил­ся пе­ре­не­сти в совр. жизнь ар­хит. ти­пы нац. ста­ри­ны (напр., герм. Сред­не­ве­ко­вья), «ро­ман­ти­зи­ро­ван­ной» ан­тич­но­сти или Воз­ро­жде­ния, не чу­ж­да­ясь в не­мно­гих уни­каль­ных зда­ни­ях точ­ной ими­та­ции зна­ме­ни­тых об­раз­цов (афин­ский Пар­фе­нон, фло­рен­тий­ская Лод­жия деи-Лан­ци или Па­лац­цо Пит­ти, Вер­саль­ский дво­рец и т. д.). Ве­ду­щи­ми мас­те­ра­ми И. в 19 в. бы­ли Л. фон Клен­це
 >>
, Г. Ф. Циб­ланд и Г. Зем­пер
 >>
в Гер­ма­нии, О. Ваг­нер
 >>
в Ав­ст­рии, Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк
 >>
во Фран­ции, Н. Л. Бе­нуа
 >>
, Л. Н. Бе­нуа
 >>
в Рос­сии. К И. при­над­ле­жат и не­ко­то­рые по­строй­ки 20 в. (во Фран­ции, США и др.), ими­ти­рую­щие вил­лы Пом­пей и Гер­ку­ла­ну­ма, др.-греч. до­ма, ре­нес­санс­ные па­лац­цо; этот т. н. стиль рет­ро про­ти­во­сто­ит но­ва­ци­ям совр. ар­хи­тек­ту­ры. Не­ред­ко тер­мин «И.» при­рав­ни­ва­ет­ся к по­ня­тию «ис­то­ри­че­ские сти­ли» ли­бо упот­реб­ля­ет­ся в зна­че­нии тер­ми­на эк­лек­тизм
 >>
(эк­лек­ти­ка).

Историзм. Пантеон «Валгалла» близ Регенсбурга, на берегу Дуная. 1830–42. Архитектор Л. фон Кленце. Фото П. С. Павлинова

Лит.: Meinecke F. Die Entstehung des Histo­ris­mus. Münch.; B., 1936. Bd 1–2; Pevsner N. The romantic movement, historicism, and mo­dern movement, 1760–1914 // Pevsner N. An outline of European architecture. 7th ed. L., 1973; idem. The return of historicism // Stu­dies in art, architecture and design: Victorian and after. L., 1982; Reill P. The German en­lightenment and the rise of historicism. Berk.; L., 1975; Paret P. Art as history: episodes in the culture and politics of nineteenth-century Germany. Princeton; Guildford, 1988; Veeser H. The New historicism. L., 1989; Van Pelt R. J., Westfall C. W. Architectural principles in the age of historicism. New Haven; L., 1991.

Вернуться к началу