А́ЛЬТМАН НАТАН ИСАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ЛЬТМАН Натан Исаевич [10(22).12.1889, Винница – 12.12.1970, Ленинград], рос. живописец, скульптор, график и сценограф, засл. худ. РСФСР (1968). Учился в Одесском худож. уч-ще (1902–1907) у К. К. Костанди и в Свободной рус. академии в Париже (1910–11). Войдя в состав Евр. об-ва поощрения художеств (1916), стремился объединить стилистику модерна с традициями евр. иск-ва (графич. циклы «Картинки Натана Альтмана», 1914–16; оформление «Сборников Сафрут», 1917). С годами в творчестве А. всё чаще проявлялись черты авангардизма («Автопортрет», бронза, 1913, и др.). Изысканной кристалличностью прохладных по колориту форм выделяется самая известная его картина – «Портрет А. А. Ахматовой» (1914).
В 1918 оформил массовое действо в Петрограде по случаю 1-й годовщины Окт. революции (реж. Н. Н. Евреинов), преобразовав историч. памятники (Александровскую колонну и др.) с помощью футуристич. декораций. Плодотворно работал как портретист («С. М. Михоэлс», 1927, ГЦТМ, и др.) и сценограф («Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в Моск. цирке, 1921; «Уриель Акоста» К. Гуцкова в ГОСЕТ, 1922, и др.). В 1928–35 жил в Париже; создал там цикл иллюстраций к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (изд. в 1937). По возвращении в СССР его элегантная, остроритмич. манера, близкая по духу парижской школе, ярче всего проявилась в книжной графике и театре, напр. в оформлении спектаклей ленингр. театров: «Король Лир» (1941, БДТ) и «Гамлет» (1954, Театр драмы им. А. С. Пушкина) У. Шекспира; «Гаянэ» А. И. Хачатуряна и «Князь Игорь» А. П. Бородина (оба 1942, Гос. театр оперы и балета); «Ночь в Толедо» Лопе де Веги (1960, Театр комедии). Исполнил также эскизы декораций и костюмов к ф. «Дон Кихот» (1957, реж. Г. М. Козинцев).