МАТЬЁ ЖОРЖ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТЬЁ (Mathieu) Жорж (27.1.1921, Булонь-сюр-Мер – 10.6.2012, Булонь-Бийанкур), франц. живописец, график, дизайнер, чл. Академии изящных искусств (1975). Изучал право в Дуэ (1941), философию и языки (в т. ч. русский); в 1944 был переводчиком для армии США в Камбре. Начал заниматься живописью в 1942 (пейзажи и портреты); с 1944 обратился к абстракционизму («Исчезновение», 1945, собрание Ж. Матьё). С 1947 работал в Париже. В кон. 1940-х гг. стал инициатором нескольких программных групповых выставок, утвердивших направление лирич. абстракции. В этот же период сформировался собств. стиль М., определивший его принадлежность к ташизму: текучие композиции из красочных пятен, наброшенных на холст с импульсивной стремительностью («Белое царство», 1949, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). С целью продемонстрировать «процессуальный» характер своей живописи, преобладание действия над результатом он часто исполнял картины на публике, став одним из предшественников перформанса. Первая такая демонстрация состоялась в 1956 на Междунар. фестивале драматич. иск-ва в Париже на сцене Театра Сары Бернар, где в течение 30 мин было создано большое полотно (4 × 12 м) под назв. «Посвящается поэтам всего мира» (не сохр.). Экстатич. жесты, обретающие жизнь на холсте, трактовались художником как «драматич. содержание» живописи, аналог патетич. жестикуляции персонажей в традиц. историч. картине («Капетинги повсюду», 1954, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Коронация Карла Великого», 1956, частное собрание; «Кардинал Матьё назначает св. Бернара секретарём церковного собора в Труа», 1958, Худож. музей, Базель). Один из характерных приёмов М., отчасти напоминающий кит. и япон. каллиграфию, – выдавливание краски из тюбика на холст по орнаментально изогнутой линии с последующей частичной растушёвкой («Чёрное пятно», 1952, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). М. опубликовал ряд теоретич. сочинений, обосновывающих принципы лирической абстракции. С 1966 много занимался прикладным иск-вом (серия афиш для «Air France», картоны для Нац. мануфактуры гобеленов, посуда для Севрской мануфактуры, медали), также сценографией.