ЭМБЛЕ́МА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМБЛЕ́МА (греч. ἔμβλημα – рельефное украшение, инкрустация), 1) условное, символич. изображение к.-л. понятия, идеи (напр., Э. разл. родов войск, спортивных клубов, политич. партий). 2) Словесно-визуальный жанр, cимволич. изображение, сопровождаемое словесным комментарием; был распространён в эпоху Позднего Возрождения и барокко. Изобретён миланским юристом и гуманистом А. Альчиато, выпустившим в 1531 первую книгу Э. («Emblematum liber»). Издание вызвало поток подражаний, определив собой и наиболее распространённую в Европе форму бытования Э. в виде книг-сборников. Единственная рус. книга Э. – «Емвлемы и символы», изданная в Амстердаме в 1705 по указанию Петра I и многократно с дополнениями переиздававшаяся. Э. чаще всего имела трёхчастную структуру: её открывала «надпись», или «девиз» (inscriptio, motto), – короткая фраза, часто латинская; под ней следовал рисунок – pictura; под рисунком – «подпись» (subscriptio) – развёрнутый, нередко стихотв. текст (который мог представлять собой цитату из античного автора), поясняющий рисунок и его связь с «надписью». «Надпись» нередко приобретала характер загадки, а «подпись» – разгадки-толкования, которое могло разворачиваться в обширное рассуждение, но чаще приближалось своей краткостью к сентенции или афоризму. Так, изображение дырявой бочки в книге Г. Ролленхагена «Избранные эмблемы» (1611) имеет «надпись»: «Теку и там и сям», моральный смысл которой раскрыт в афористической «подписи»: «Девица – дырявая бочка, протекающая повсюду и не способная сохранять ни тайну, ни любовь». Эмблематика как иск-во составления и истолкования Э. соединяла в себе, помимо элементов античной мифологии и классич. учёности, мотивы христианского вероучения, ср.-век. «физиоло́гов» и бестиариев, басен и пословиц, воинской символики и рыцарских девизов. Поскольку круг явлений, охватываемых в Э., был чрезвычайно широк, форма книги воспринималась как способ упорядочить многообразие вещного мира. Так, нюрнбергский естествоиспытатель И. Камерарий создал 4 книги эмблем, посвящённых животному и растит. миру; в каждой книге («центурии») – по 100 Э.: 1-я центурия трактует о растениях, 2-я – о четвероногих животных, 3-я – о птицах и др. летающих животных, 4-я – о рыбах и рептилиях. Для литературы 16–18 вв. эмблематика стала источником образов и метафор, которые продолжили свою жизнь и после угасания Э. как жанра. Глубокое влияние эмблематики обнаруживает драматургия У. Шекспира. В рус. поэзии опыт сознательного и систематич. использования Э. предпринят Г. Р. Державиным, который в проекте собств. собрания сочинений поместил в концовках стихотворений эмблематич. изображения, снабдив их прозаич. толкованиями: стихотворение тем самым вошло в состав Э. на правах «надписи», сопровождаемой рисунком и «подписью». Отголоски Э. ощутимы в ранней лирике А. С. Пушкина: сентенция «Болезнь любви неизлечима!», завершающая стихотворение «Надпись на стене больницы» (1817), точно цитирует «Емвлемы и символы» (СПб., 1811. № 678). Закат барочной эмблематики привёл к размыванию границ понятия Э., под которой стало пониматься всякое изображение, имеющее обобщённо-символич. смысл.