СТЕ́РЛИГОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕ́РЛИГОВ Владимир Васильевич (18.3.1904, Варшава – 1.11.1973, Петродворец, ныне Петергоф в составе С.-Петербурга), рос. живописец, график, теоретик искусства. Муж Т. Н. Глебовой. Учился в Москве в студии И. И. Машкова и на Лит. курсах при Всерос. союзе поэтов (1923–25), с 1925 в Ленинграде работал под рук. К. С. Малевича в Институте художественной культуры (Гинхук), участвовал в разработке теории «прибавочного элемента» в живописи (1926). Сблизившись с обэриутами, сотрудничал с журналами «Чиж» и «Ёж», иллюстрировал свои книги для детей («Огород», «На самолёте в Америку», обе 1931), стихи А. И. Введенского и Д. И. Хармса. В 1934 арестован по ложному обвинению, приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей и до 1938 отбывал срок в Карлаге. Участвовал в Вел. Отеч. войне, был контужен и находился в эвакуации в Алма-Ате (1942–45), где преподавал в Театрально-худож. уч-ще. В 1945 вернулся в Ленинград. «Последний художник классического русского авангарда» (Е. Ф. Ковтун), С. совм. с Глебовой с 1960 развивал новый пластически-пространственный принцип – чаше-купольную систему, открыв новый «прибавочный элемент»: 2 сферы, связанные касанием и содержащие в себе кривую. В касании, по мнению художника, как явлении духовном и философском, происходит встреча двух миров – внутреннего, духовного, и внешнего (Вселенной). Живописи С., абстрактной либо предметной, присуща колористич. утончённость; она неизменно вдохновлена природой. С. мечтал о создании совр. религ. живописи, выражающей весь накопленный духовный опыт человечества. Среди работ – циклы «Евангельские сюжеты» (1951), «Ангелы» (1954), «Моря» (1962), «Голгофа» (нач. 1970-х гг.). В круг единомышленников («Группу Стерлигова») входили Е. Н. Александрова, А. Б. Батурин, В. П. Волков, А. А. Киселёв, Е. Ф. Ковтун, А. В. Повелихина, С. Н. Спицын и др.