СКО́ТТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКО́ТТИ (Scotti), семья итал. живописцев-декораторов, работавших в России в кон. 18 – сер. 19 вв.
Джозуэ (Иосиф) [1729, Лаино, Ломбардия – 26.5(6.6).1785, С.-Петербург] исполнял росписи [вместе с братом Бартоломео (1727–?)] и театральные декорации в Штутгарте и Италии. Летом 1784 прибыл в Россию по приглашению Дж. Кваренги. Написал плафон (по эскизам Кваренги) Концертного зала в парке Царского Села, росписи Гатчинского дворца и Танцевального зала Павловского дворца (1785; все не сохр.). Его брат Карло (1747–1823, С.-Петербург) также приехал из Сев. Италии в С.-Петербург по приглашению Кваренги в 1786. Исполнил фрески в барочном стиле в Павловском (1786), Зимнем (1788–93, 1798) и Гатчинском (1796–97) дворцах, петерб. доме кн. А. Б. Куракина (1797; все не сохр.), Михайловском замке (до 1801; сохр. лишь роспись плафона церкви).
Пьетро (Пётр Иванович; Пётр Петрович) [21.9(2.10).1768–8(20) или 13(25). 1838, С.-Петербург(?)], сын Джозуэ, работал в С.-Петербурге (иногда вместе с Карло или Джованни Баттистой), в т. ч. в Михайловском замке, Таврическом (1802), Зимнем (1816–19, 1827–28, 1833) и Михайловском (1824–25) дворцах. Был «рисовальным мастером» Шпалерной мануфактуры (1804–24). Его брат – Джермано (Ермолай Петрович) (1771 – июнь 1819, Орёл) работал преим. в Москве (в т. ч. оформлял спектакли Арбатского и Петровского театров), в усадьбах Подмосковья и Орловской губернии. Преподавал рисование и гравирование в архит. школе Кремлёвской экспедиции. Покончил с собой.
Джованни Баттиста (Иван Карлович; Иван Петрович) [1776–1(13).11.1830, С.-Петербург], сын Карло, академик петерб. АХ (1814). Наиболее известный представитель семьи С., он учился у отца и в петерб. АХ (с 1794). Автор панно и росписей в стиле классицизма для интерьеров усадеб в Быково (с 1797), Люблино (1800-е гг.), дворца в Павловске (1803–17), Александровского дворца в Царском Селе (1809, не сохр.). В С.-Петербурге участвовал (как сотрудник К. И. Росси и др. крупнейших архитекторов) в декорировании интерьеров Таврического (1802–03, 1819), Зимнего (1805, 1817–19, 1827–28), Аничкова (1817), Елагина (1821–22), Нарышкинского (1822), Михайловского (1824–25) и Шуваловского (1820-е гг.) дворцов, Гл. адмиралтейства (кон. 1810-х гг.), Горного корпуса (1822), здания МИД (1828), частных домов (дворца Бобринских, 1825, и др.). Исполнил эскизы для бронзовых рельефов на пьедестале Александровской колонны (1829–30). Также автор акварелей. Его брат Доменико (Дементий Карлович) [5.9.1780, Лаино – 12(24).11.1825, С.-Петербург] работал в Москве и С.-Петербурге, гл. обр. в области религ. живописи.
Сын Джованни Баттисты – Михаил Иванович [17(29).10.1814, С.-Петербург – 22.2.1861, Париж], живописец, академик (1845) и проф. (1855) петерб. АХ. Учился в петерб. АХ (1830–35) у А. Е. Егорова, совершенствовался за границей (1838–44). Писал портреты («Пять братьев Бенуа», 1847, ГРМ, и др.), образа для церквей, жанровые композиции. Преподавал в МУЖВЗ (1849–56).