Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛЯ́НСКИЙ АНАТОЛИЙ ТРОФИМОВИЧ

Авторы: А. Ю. Броновицкая
А. Т. Полянский. Комплекс пионерского лагеря «Артек» в Гурзуфе. 1960–70.

ПОЛЯ́НСКИЙ Ана­то­лий Тро­фи­мо­вич (29.1.1928, Ав­де­ев­ка, ны­не в До­нец­кой обл., Ук­раи­на – 7.6.1993, Мо­ск­ва), рос. ар­хи­тек­тор, нар. арх. СССР (1980), д. чл. АХ СССР (1979). В 1944–50 учил­ся в МАРХИ у З. С. Чер­ны­шё­вой, Ю. Н. Емель­я­но­ва и М. О. Бар­ща. К ран­ним ра­бо­там П. от­но­сит­ся па­виль­он Юных на­ту­ра­ли­стов на ВСХВ (1954; совм. с Н. П. Гри­ши­ным, Г. С. Ви­ту­хи­ным и др.). По­сле объ­яв­лен­но­го в дек. 1954 Н. С. Хру­щё­вым пере­хо­да к ин­ду­ст­ри­аль­но­му до­мо­строе­нию и от­ка­за от «из­ли­шеств» в ар­хи­тек­ту­ре П. вклю­ча­ет­ся в ра­бо­ту по вы­ра­бот­ке язы­ка ар­хи­тек­ту­ры сов. мо­дер­низ­ма. Сыг­рал гл. роль в про­ек­ти­ро­ва­нии па­виль­о­на СССР на Все­мир­ной вы­став­ке 1958 в Брюс­се­ле (кон­курс­ный про­ект, 1956; совм. с Ю. И. Аб­ра­мо­вым и др.): од­но из пер­вых со­ору­же­ний в «но­вом сти­ле» со­че­та­ло тра­диц. ком­по­зи­цию (па­рал­ле­ле­пи­пед с пор­ти­ком) с но­вы­ми ма­те­риа­ла­ми и кон­ст­рук­ция­ми (ос­тек­лён­ные фа­са­ды, лёг­кий ме­тал­лич. кар­кас и др.). Бу­ду­чи в 1958–80 ди­рек­то­ром Центр. НИИ экс­пе­рим. про­ек­ти­ро­ва­ния ку­рорт­но-ту­ри­ст­ских зда­ний и ком­плек­сов, П. соз­дал мн. са­на­то­рии, пан­сио­на­ты, до­ма твор­че­ст­ва и т. п. Важ­ней­шим вкла­дом П. в ар­хи­тек­ту­ру ста­ла мно­го­лет­няя ра­бо­та над ком­плек­сом пио­нер­ско­го ла­ге­ря «Ар­тек» в Гур­зу­фе (1960–1970). Взяв за ос­но­ву вы­дви­ну­тую в 1914 Ле Кор­бю­зье кон­цеп­цию «Дом-ино», П. раз­ра­бо­тал эко­но­мич­ную сис­те­му строи­тель­ст­ва, ис­поль­зую­щую все­го 6 стан­дарт­ных жел.-бе­тон. эле­мен­тов, для со­зда­ния со­гла­со­ван­ных с жи­во­пис­ным рель­е­фом ме­ст­но­сти про­стран­ст­вен­ных ком­по­зи­ций. В ре­ше­нии мно­го­этаж­ной гос­ти­ни­цы «Ин­ту­рист» (в даль­ней­шем «Ял­та»; 1964–78) в Ял­те, как и ла­ге­ря «Ар­тек», про­сле­жи­ва­ет­ся влия­ние «жи­лой еди­ни­цы» Ле Кор­бю­зье. В бо­лее поздних гос­ти­нич­ных ком­плек­сах («Ис­сык-Куль» на оз. Ис­сык-Куль, со­ав­то­ры Ю. Н. Ми­на­ев, И. Мош­ку­но­ва, Л. Ку­ни­ци­на, 1977–79; «Ма­шук» в Пя­ти­гор­ске, со­ав­то­ры Н. Закс, М. А. Ли­фа­тов, 1976–1984) пред­поч­те­ние от­да­но бо­лее слож­ным пла­стич. ком­по­зи­ци­ям, впи­сы­ваю­щим­ся в пе­ре­па­ды рель­е­фа. В 1969–81 П. соз­дал неск. кон­курс­ных про­ек­тов Центр. му­зея В. И. Ле­ни­на в Мо­ск­ве, на ос­но­ве ко­то­рых спро­ек­ти­ро­вал Ме­мо­ри­аль­ный му­зей В. И. Ле­ни­на в Ка­за­ни (со­ав­то­ры Ли­фа­тов, Ми­на­ев, М. Ф. Си­нев, О. В. Ку­ли­шен­ко, А. П. Са­нин, 1981–87): стоя­щее на вы­со­ком бе­ре­гу р. Ка­зан­ки зда­ние ре­ше­но как ряд рас­став­лен­ных по ду­ге об­ли­цо­ван­ных крас­ным кир­пи­чом кор­пу­сов, вме­сте на­по­ми­наю­щих сти­ли­зов. зна­мя, го­ри­зон­таль­ная ком­по­зи­ция до­пол­ня­ет­ся вер­ти­ка­лью кир­пич­ной сте­лы. На про­тя­же­нии 1960–70-х гг. по про­ек­там П. по­строе­ны по­соль­ст­ва СССР в Каи­ре (1965) и Сток­голь­ме (1966), Дом мо­ло­дё­жи в Це­ли­но­гра­де (1974; ны­не Ас­та­на).

В 1982 П. пе­ре­шёл на ра­бо­ту в «Мос­про­ект-2», где воз­гла­вил мас­тер­скую № 7, за­ни­мав­шую­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем ме­мо­риа­ла По­бе­ды на По­клон­ной го­ре в Мо­ск­ве, и при­дал окон­ча­тель­ную фор­му это­му ком­плек­су, за­ло­жен­но­му ещё в 1960. Лич­но П. спро­ек­ти­ро­вал там храм Св. Ге­ор­гия, в ко­то­ром по­пы­тал­ся со­еди­нить мо­ти­вы др.-рус. зод­че­ст­ва с эс­те­ти­кой мо­дер­низ­ма. В 1989–91 уча­ст­во­вал в кон­кур­се на про­ект хра­ма в па­мять 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си. Пре­по­да­вал в МАРХИ в 1955–60 и в 1973–93 (проф. с 1975). Гос. пр. СССР (1967), Гос. пр. РФ (1996).

Соч.: Твор­че­ст­во ар­хи­тек­то­ра и строи­тель­ный стан­дарт. М., 1966; Ар­хи­тек­тур­ное твор­че­ст­во и стан­дар­ти­за­ция строи­тель­ст­ва. М., 1971; Ак­ту­аль­ные про­бле­мы со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 1987.

Лит.: Architecture soviétique // L’Archi­tec­ture d’aujourdhui. 1969–1970. Vol. 147; Ро­за­нов Е. Г., Ре­вя­кин В. И. Ар­хи­тек­ту­ра му­зе­ев В. И. Ле­ни­на. М., 1986; Ар­хи­тек­ту­ра ком­плек­сов от­ды­ха. М., 1988; Рев­зин Г. Мо­лит­ва в ре­жи­ме от­ды­ха // Про­ект Рос­сия. 2000. № 15; он же. Экс­порт цен­ных бу­маг // Там же. 2000. № 16; Каф­та­нов А. От ин­тер­на­цио­наль­ной ар­хи­тек­ту­ры к ар­хи­тек­тур­но­му ин­тер­на­цио­на­лиз­му // Там же.

Вернуться к началу