ПОЛЯ́НСКИЙ АНАТОЛИЙ ТРОФИМОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЯ́НСКИЙ Анатолий Трофимович (29.1.1928, Авдеевка, ныне в Донецкой обл., Украина – 7.6.1993, Москва), рос. архитектор, нар. арх. СССР (1980), д. чл. АХ СССР (1979). В 1944–50 учился в МАРХИ у З. С. Чернышёвой, Ю. Н. Емельянова и М. О. Барща. К ранним работам П. относится павильон Юных натуралистов на ВСХВ (1954; совм. с Н. П. Гришиным, Г. С. Витухиным и др.). После объявленного в дек. 1954 Н. С. Хрущёвым перехода к индустриальному домостроению и отказа от «излишеств» в архитектуре П. включается в работу по выработке языка архитектуры сов. модернизма. Сыграл гл. роль в проектировании павильона СССР на Всемирной выставке 1958 в Брюсселе (конкурсный проект, 1956; совм. с Ю. И. Абрамовым и др.): одно из первых сооружений в «новом стиле» сочетало традиц. композицию (параллелепипед с портиком) с новыми материалами и конструкциями (остеклённые фасады, лёгкий металлич. каркас и др.). Будучи в 1958–80 директором Центр. НИИ эксперим. проектирования курортно-туристских зданий и комплексов, П. создал мн. санатории, пансионаты, дома творчества и т. п. Важнейшим вкладом П. в архитектуру стала многолетняя работа над комплексом пионерского лагеря «Артек» в Гурзуфе (1960–1970). Взяв за основу выдвинутую в 1914 Ле Корбюзье концепцию «Дом-ино», П. разработал экономичную систему строительства, использующую всего 6 стандартных жел.-бетон. элементов, для создания согласованных с живописным рельефом местности пространственных композиций. В решении многоэтажной гостиницы «Интурист» (в дальнейшем «Ялта»; 1964–78) в Ялте, как и лагеря «Артек», прослеживается влияние «жилой единицы» Ле Корбюзье. В более поздних гостиничных комплексах («Иссык-Куль» на оз. Иссык-Куль, соавторы Ю. Н. Минаев, И. Мошкунова, Л. Куницина, 1977–79; «Машук» в Пятигорске, соавторы Н. Закс, М. А. Лифатов, 1976–1984) предпочтение отдано более сложным пластич. композициям, вписывающимся в перепады рельефа. В 1969–81 П. создал неск. конкурсных проектов Центр. музея В. И. Ленина в Москве, на основе которых спроектировал Мемориальный музей В. И. Ленина в Казани (соавторы Лифатов, Минаев, М. Ф. Синев, О. В. Кулишенко, А. П. Санин, 1981–87): стоящее на высоком берегу р. Казанки здание решено как ряд расставленных по дуге облицованных красным кирпичом корпусов, вместе напоминающих стилизов. знамя, горизонтальная композиция дополняется вертикалью кирпичной стелы. На протяжении 1960–70-х гг. по проектам П. построены посольства СССР в Каире (1965) и Стокгольме (1966), Дом молодёжи в Целинограде (1974; ныне Астана).
В 1982 П. перешёл на работу в «Моспроект-2», где возглавил мастерскую № 7, занимавшуюся проектированием мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, и придал окончательную форму этому комплексу, заложенному ещё в 1960. Лично П. спроектировал там храм Св. Георгия, в котором попытался соединить мотивы др.-рус. зодчества с эстетикой модернизма. В 1989–91 участвовал в конкурсе на проект храма в память 1000-летия Крещения Руси. Преподавал в МАРХИ в 1955–60 и в 1973–93 (проф. с 1975). Гос. пр. СССР (1967), Гос. пр. РФ (1996).