Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАТУ́Р ЛА ТУР МОРИС КАНТЕН ДЕ

Авторы: Н. Ю. Золотова
М. К. де Латур. Портрет графа Морица Саксонского, маршала Франции. 1748. Дрезденская картинная галерея.

ЛАТУ́Р, Ла Тур (La Tour) Мо­рис Кан­тен де (5.9.1704, Сен-Кан­тен – 17.2.1788, там же), франц. жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся в Па­ри­же у Ж. Ж. Спё­да, К. Дю­пу­ша и Ж. Ре­ту. До 1782 ра­бо­тал в Па­ри­же; по­се­тил Анг­лию (ок. 1725), Гол­лан­дию (1766). Соз­да­вал свои про­из­ве­де­ния в тех­ни­ке пас­те­ли – ско­рее все­го, под влия­ни­ем Р. Кар­рь­е­ры (по­се­тив­шей Па­риж в 1720–1721), от ко­то­рой его, впро­чем, вы­год­но от­ли­ча­ла спо­соб­ность к бы­ст­рой пе­ре­даче порт­рет­но­го сход­ст­ва. Пер­вый из из­вест­ных порт­ре­тов Л. (Воль­тер, 1731; со­хра­нил­ся толь­ко в гра­вю­ре Ланг­луа) при­нёс ему из­вест­ность. В 1746 Л. из­бран чле­ном Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (за порт­рет Ж. Ре­ту, Лувр, Па­риж); с 1750 он ста­но­вит­ся «жи­во­пис­цем ко­ро­ля»; в 1737–65 ре­гу­ляр­но вы­став­ля­ет­ся в Са­ло­нах. В 1740-е гг. ис­пол­ня­ет се­рию боль­ших ре­пре­зен­та­тив­ных порт­ре­тов, в ко­то­рых за­мет­но стрем­ле­ние к глу­бо­кой пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ке мо­де­лей (сре­ди них – Дю­валь д’Эпине, 1745, Нац. му­зей ста­рин­но­го иск-ва, Лис­са­бон; ко­ро­ле­ва Ма­рия Ле­щин­ская, 1748, Лувр; мар­шал гр. Мо­риц Сак­сон­ский, 1748, КГ, Дрез­ден; мар­ки­за де Пом­па­дур, 1752–55, Лувр).

С 1750-х гг. Л. ме­ня­ет круг за­каз­чи­ков, те­ря­ет ин­те­рес к при­двор­ной сре­де и по­гру­жа­ет­ся в ат­мо­сфе­ру ин­тел­лек­туаль­ной жиз­ни Па­ри­жа. В порт­ре­тах это­го вре­ме­ни (Ж. Л. Д’Аламбер, Лувр; Ж. Ж. Рус­со, Му­зей иск-ва и ис­то­рии, Же­не­ва; Ж. Б. С. Шар­ден, 1761, Лувр, и др.), а так­же в ав­то­порт­ре­тах (ок. 1751, Му­зей Пи­кар­дии, Амь­ен; 1757, Лувр) Л. по­ка­зы­ва­ет зри­те­лю не толь­ко жи­вое, пол­ное мыс­ли и чув­ст­ва ли­цо, но и внут­рен­нюю, ду­шев­ную жизнь пер­со­на­жа. Жи­во­пись Л. от­ме­че­на неж­ным, жем­чуж­ным ко­ло­ри­том, бы­ст­рой сме­ной тё­п­лых и хо­лод­ных от­тен­ков, как бы про­ни­за­на све­том. В об­шир­ном на­сле­дии Л. (ок. 1200 ра­бот) за­мет­ное ме­сто за­ни­ма­ют ри­сун­ки и этю­ды, в ко­то­рых яр­ко про­яви­лась свой­ст­вен­ная ему ма­не­ра по­ис­ка ню­ан­сов, от­тен­ков вы­ра­же­ний. В нач. 1760-х гг. ху­дож­ник прак­ти­че­ски пе­ре­стал ра­бо­тать. В 1782 ор­га­ни­зо­вал Ко­ро­лев­скую шко­лу ри­сун­ка в Сен-Кан­те­не, ко­то­рой по­да­рил б. ч. сво­их про­из­ве­де­ний (ны­не – в Му­зее А. Ле­кюйе, Сен-Кан­тен).

Лит.: Leroy A. M. Q. de La Tour et la société française du XVIIIe siѐcle. P., 1953; Зо­ло­тов Ю. К. Ла­тур. М., 1960; он же. Фран­цуз­ский порт­рет XVIII в. М., 1968; Bu­ry A. M.-Q. de La Tour. L., 1971.

Вернуться к началу