ЗИ́ЧИ МИХАЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗИ́ЧИ (Zichy) Михай (Михаил Александрович) [14.10.1827, Зала, Австро-Венгрия – 15(28).2.1906, C.-Петербург], венг. и рос. график и живописец; акад. акварельной живописи (1858) и поч. чл. (1898) петерб. АХ. Учился в Худож. школе в Пеште у Дж. Марастони и у Ф. Г. Вальдмюллера в Вене (1843–47). В 1847 по рекомендации Вальдмюллера был приглашён в С.-Петербург в качестве учителя рисования вел. кн. Екатерины Михайловны. Оставив вскоре эту должность, З. жил в С.-Петербурге до конца жизни, за исключением пребывания в Париже, Будапеште, Вене и Венеции (1874–81) и путешествия по Кавказу (1881–82). В 1859–73 и 1883–1906 был придворным живописцем. Творчество З. близко венскому бидермайеру и выдаёт также влияние рус. реалистич. живописи. Он известен прежде всего как превосходный рисовальщик: рисунки и акварели на бытовые и историч. темы, на лит. сюжеты (по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, И. В. Гёте, Т. Готье, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ш. Руставели и др.), иллюстрации к изданиям венг. поэзии (Ш. Петёфи, И. Мадача и др.). Значит. часть его худож. наследия составляет хроника придворной жизни, в которой запечатлены парады, охоты, балы, спектакли, юбилеи, путешествия и т. п. Исполнял также живописные работы, в которых отразилось его увлечение франц. романтизмом (Автопортрет, ок. 1843, Музей-усадьба М. Зичи, Зала; «Мать перед гробом ребёнка», 1846; «Спасательная лодка», 1847; обе – Венг. нац. галерея, Будапешт), позднее – склонность к аллегоризму («Триумф демона разрушения», 1878; «Падающие звёзды», 1879, обе – там же).