ПАНТОКРА́ТОР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНТОКРА́ТОР (греч. παντοϰράτωρ – Вседержитель), именование Бога, представляющее Его как Небесного царя и Судию; также иконографич. тип Иисуса Христа. Термин «П.» присутствует в Септуагинте, в Новом Завете – во Втором послании к Коринфянам ап. Павла, в Откровении ап. Иоанна Богослова, позднее – в текстах Афанасия Великого и др. авторов. Начиная с 12 в. используется почти исключительно по отношению к Христу. Крупные монастыри в Константинополе и на Афоне имели посвящение Христу Пантократору.
Христос Пантократор изображается человеком средних лет, с бородой, облачённым в пурпурную тунику и тёмно-голубой гиматий. Его атрибутом является раскрытая книга, содержащая строки Евангелия; правая рука Христа поднята в благословляющем жесте (может также указывать на книгу). Характер образа менялся в разл. эпохи, на первый план в нём могли выступать строгость, аскетизм или, напротив, сострадательность и милосердие. Христос Пантократор может быть представлен погрудно, сидящим на троне или в полный рост. Наиболее ранние образы П. встречаются в ранневизантийском иск-ве (икона из собрания Синайского мон. Св. Екатерины, 6 в.). В системе средневизантийской храмовой декорации фигура Христа Пантократора располагалась обычно в скуфье купола, над фигурами апостолов и пророков, венчая собой иерархию святых (мозаики кафоликона мон. Дафни в Афинах, ок. 1100), а также над входом в храм, в люнете над дверным проёмом, ведущим из нартекса в наос (собор мон. Осиос-Лукас в Фокиде, ок. 1040).
Изображения Христа с надписью «П.» появляются в Византии лишь с сер. 12 в. (впервые на печатях) и получают распространение в 14 в. Наиболее ранний пример в монументальной живописи – образ П. в апсиде собора в Монреале (ок. 1180–94). В куполе образ Христа с надписью «П.» впервые встречается в ц. Оморфиклисия в Аттике (кон. 13 в.). Один из наиболее примечат. памятников иконописи – константинопольская икона Христа Пантократора (1363) из собрания Эрмитажа (С.-Петербург).