ОКЛА́Д
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКЛА́Д, декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. О. известны начиная с 9–10 вв. Драгоценные О. были своего рода ковчегами для икон и богослужебных книг. Генетически они связаны c орнаментальными металлич. пластинами и с серебряными чеканными образами, которыми украшали раннехристианские алтарные преграды. О. подразделяются на 3 осн. типа: они могут покрывать всю икону целиком, оставлять видимым т. н. личное письмо или закрывать лишь фон и маргинальные (находящиеся на полях) изображения. В первых двух случаях О. играет роль своеобразного кивория и придаёт иконам пластичность, утраченную восточнохристианским иск-вом в связи с отказом от скульптуры. О. могли содержать в себе реликвии. Наиболее распространённый тип О., частично закрывающего икону, встречается в Византии, балканских странах и Грузии с 10 в.
Изначально О. создавали из серебра, в дальнейшем также из золота, золочёной или серебряной меди, украшали чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями. В Византии и на Руси О. могли быть целиком выкованы или оттиснуты на металле; были также наборные О., состоящие из свободно варьируемых деталей, крепившихся на доске, обтянутой тканью. На Руси О. создавались не только для отд. икон, но и для целых иконостасов. Особо почитаемые иконы украшались драгоценностями, которые приносили молящиеся (монисты, гривны, монеты, нагрудные кресты, иконы, панагии). Типично рус. деталь убора икон – «цаты» («привесные плащи») круглой или 4-лепестковой формы, подвешивавшиеся по краям месяцеобразной плоской «лунницы». На полях иконы нередко имелись тиснёные или чеканные «дробницы» с фигурами святых или с изображениями «праздников». Местные рус. мастера широко использовали растит. или плетёные орнаменты.
Древнейшие книжные О. известны в Византии с 7–8 вв., они создавались из слоновой кости и ориентировались на позднеантичные имп. диптихи. О. напрестольных Евангелий (символизировавших Иисуса Христа) по классич. визант. композиционной схеме имели на верхней доске изображение «Распятия» (символ искупительной жертвы), на нижней – изображение «Воскресения» (символ победы над смертью). В круг сюжетов на О. иногда входили также «Христос на престоле», «Деисус» и др. Особенность рус. О. – украшение одной верхней доски (на нижней крепились овальные подставки – «жуковины»). Книжные О. были широко распространены в иск-ве зап. Средневековья (см. в статьях «Каролингское возрождение», «Оттоновское возрождение», Романский стиль).