Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКЕ́О

Авторы: Г. М. Сорокина

ОКЕ́О (Óc Eo), древ­ний го­род на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ной пров. Ан­зянг, в юж. час­ти Вьет­на­ма. Воз­мож­но, О. упо­ми­на­ет­ся Клав­ди­ем Пто­ле­ме­ем под назв. Кат­ти­га­ра. Осн. рас­коп­ки франц. ар­хео­ло­га Л. Мал­ле­ре в 1942. О. ос­та­ёт­ся наи­бо­лее изу­чен­ным го­ро­дом гос-ва Бап­ном (Фу­нань, 1–6 вв.). Со­еди­нён­ный су­до­ход­ны­ми ка­на­ла­ми со сто­ли­цей Фу­на­ни Вьяд­ха­пу­рой и с мор. по­бе­режь­ем, О. вхо­дил в об­шир­ную ме­ж­ду­нар. тор­го­вую сеть, свя­зы­вав­шую Даль­ний Вос­ток, Ин­дию, Иран и го­су­дар­ст­ва Сре­ди­зем­но­мо­рья. В пла­не О. – пря­мо­уголь­ник (3 × 1,5 км), ок­ру­жён­ный зем­ля­ны­ми ва­ла­ми и рва­ми. Боль­шой ка­нал де­лил го­род на 2 час­ти, а от­хо­дя­щие от не­го 4 по­пе­реч­ных ка­на­ла – на квар­та­лы. Об­на­ру­же­ны фун­да­мен­ты боль­ших кир­пич­ных по­стро­ек на ка­мен­ном ос­но­ва­нии, бас­сей­ны. Жи­лая за­строй­ка вклю­ча­ла до­ма на сва­ях. Сре­ди на­хо­док: фраг­мен­ты стук­ко­во­го де­ко­ра (в т. ч. с за­клю­чён­ны­ми в во­лю­ты изо­бра­же­ния­ми го­лов лю­дей и зве­рей); ли­тые пер­ст­ни-пе­чат­ки, не­ред­ко с име­нем вла­дель­ца на щит­ке, на­пи­сан­ном на брах­ми (см. в ст. Ин­дий­ское пись­мо), – пер­вые об­раз­цы пись­мен­но­сти, най­ден­ные в Фу­на­ни; рас­пис­ная ке­ра­ми­ка; юве­лир­ные из­де­лия (в т. ч. зо­ло­тые це­пи пан­цир­но­го пле­те­ния, фи­ли­гран­ные бу­си­ны, коль­ца из ви­той про­во­ло­ки, ми­ниа­тюр­ные ци­лин­д­рич. ко­ро­боч­ки-аму­ле­ты, серь­ги, за­стёж­ки, ук­ра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми и по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми); ка­мен­ные фор­мы для от­лив­ки се­рёг и ме­даль­о­нов, брон­зо­вые ин­ст­ру­мен­ты юве­ли­ра; рим. мо­не­ты, гем­мы, зо­ло­тые ме­даль­о­ны, кит. зер­ка­ло, мо­не­ты Са­са­нид­ско­го Ира­на. 

Окео. Статуя бога Вишну. Камень. 6–7 вв. Музей истории Вьетнама (Хошимин).

С 1980-х гг. в дель­те р. Ме­конг [во Вьет­на­ме и в Кам­пу­чии (Кам­бод­же)] от­кры­ты св. 300 по­се­ле­ний фу­нань­ско­го пе­рио­да (из них 90 – вбли­зи О.), ко­то­рые вы­де­ля­ют в куль­ту­ру Окео. Эти ма­те­риа­лы сви­де­тель­ст­ву­ют, что идео­ло­гич. ос­но­вой Фу­на­ни бы­ли брах­ма­нист­ские куль­ты: в О. най­де­ны мо­ну­мен­таль­ные ка­мен­ные лин­ги, ста­туи Виш­ну; в дель­те Ме­кон­га – ряд ста­туй бо­жеств брах­ма­ни­ст­ско­го пан­те­о­на (из­вест­няк или пес­ча­ник; выс. от 50 до 160 см), да­ти­руе­мых 5–7 вв., сре­ди ко­то­рых гла­вен­ст­ву­ет об­раз Виш­ну – ох­ра­ни­те­ля Все­лен­ной (св. 40 скульп­тур), пред­став­ле­ны и об­ра­зы Брах­мы, Га­не­ши, Су­рьи, Ха­ри­ха­ры. На ми­ниа­тюр­ных зо­ло­тых во­тив­ных пла­сти­нах пре­об­ла­да­ют сим­во­лы вер­хов­ных ин­дуи­ст­ских бо­гов – Виш­ну и Ши­вы. Уни­каль­на де­рев. скульп­ту­ра Буд­ды 2–6 вв.

Лит.: Malleret L. L’argéologie du Delta du Mékong. P., 1959–1963. Vol. 1–4; Art and archeology of Fu nan: Pre-Khmer Kingdom of the Lower Mekong Valley. Bangkok, 2003; Lien L. T. Gold plaques and their cultural contexts in the Oc-Eo culture // Bulletin Indo-Pacific prehistory association. 2005. Vol. 3. № 25.

Вернуться к началу