Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИМФЕ́Й

НИМФЕ́Й (греч. νυμφαον), в ан­тич­ной ар­хи­тек­ту­ре свя­ти­ли­ще, по­свя­щён­ное ним­фам. Пер­во­на­чаль­но пред­став­ля­ло со­бой, воз­мож­но, ес­те­ст­вен­ную пе­ще­ру (грот) с ис­точ­ни­ком. Позд­нее име­ло фор­му ал­та­ря или зда­ния над ис­точ­ни­ком с от­кры­тым во­до­ёмом. В др.-рим. пе­ри­од во мно­гом по­те­ря­ло куль­то­вое зна­че­ние, мог­ло иметь фор­му ар­хи­тек­тур­но об­ра­бо­тан­ной сте­ны с ни­ша­ми или па­виль­о­на (час­то по­лу­круг­ло­го или круг­ло­го в пла­не); обя­зат. эле­мен­том ос­та­вал­ся фон­тан и/или бас­сейн. Др.-рим. Н. бо­га­то ук­ра­ша­лись скульп­ту­рой, мо­заи­кой и пр., мог­ли быть как ча­ст­ны­ми, так и об­ществ. со­ору­же­ния­ми. Н. как де­ко­ра­тив­ный пар­ко­вый па­виль­он ино­гда воз­во­ди­ли, ин­тер­пре­ти­руя ан­тич­ные об­раз­цы, в эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко. См. так­же Грот (парковое сооружение).

Лит.: Aupert P. Le nymphée de Tipasa et les nymphées et «septizonia» nord-africains. Rome, 1974; Кна­бе Г. С. Древ­ний Рим – ис­то­рия и по­все­днев­ность. М., 1986; Agusta-Bou­larot S., Follain E. Fontaines et nymphées en Gaule romaine: fontaines publiques et privées, les nym­phées dans les thermes. Dijon, 2004; Longfel­low B. Roman imperialism and civic patronage: form, meaning, and ideology in monumental fountain complexes. N. Y., 2011.

Вернуться к началу