КЛЕ́ЙМА ИКО́ННЫЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕ́ЙМА ИКО́ННЫЕ, небольшие законченные композиции на краях иконы, образующие цикл, тематически соотнесённый со значительно более крупной центр. частью иконы (средником). Клейма прямоугольной формы обычно обрамляют средник со всех 4 сторон, реже размещаются под и/или над ним либо по обеим сторонам от него (в иконах житийных, «праздников», Страстей Христовых, чудотворных образов, деяний Св. Троицы, акафиста – напр., «Похвала Богоматери с акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, кон. 14 в., и др.).
В визант. иконописи клеймам предшествовали фризообразные композиции на продолговатых досках-темплонах, появившиеся в связи с составлением и переработкой сборников Четьих-Миней с житиями святых в 9–11 вв. Иногда житийные композиции размещались на боковых створках триптиха. По ср.-век. традиции клейма читались слева направо по рядам. Позднее порядок чтения мог усложняться: горизонтальное чтение (по рядам) иногда сочеталось с вертикальным (по столбцам). Нижний ряд обычно завершается сценой успения (у мучеников – казни) или погребения («Св. Екатерина с житием в 12 клеймах», нач. 13 в., мон. Св. Екатерины на Синае). Большое распространение К. и. получили в рус. иконописи, отчасти заменяя фресковые циклы, отсутствующие в дерев. храмах. Стремление к полноте повествования привело в 16–17 вв. к созданию икон с большим количеством К. и., размещённых в 2 и более рядов и столбцов («Преподобные Зосима и Савватий, с житием в 56 клеймах», 1550–60-е гг., ГИМ; рама от иконы «Св. Власий, епископ Севастийский, с житием в 58 клеймах», кон. 17 – нач. 18 вв., Ярославский худож. музей, и др.). Несмотря на появление в сер. 17 в. нового типа икон, когда сцены жития располагали в едином пространстве с монументальной фигурой святого, композиция со средником и клеймами остаётся гл. типом житийной иконы.