Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕ́ЙМА ИКО́ННЫЕ

КЛЕ́ЙМА ИКО́ННЫЕ, не­боль­шие за­кон­чен­ные ком­по­зи­ции на кра­ях ико­ны, об­ра­зую­щие цикл, те­ма­ти­че­ски со­от­не­сён­ный со зна­чи­тель­но бо­лее круп­ной центр. ча­стью ико­ны (сред­ни­ком). Клей­ма пря­мо­уголь­ной фор­мы обыч­но об­рам­ля­ют сред­ник со всех 4 сто­рон, ре­же раз­ме­ща­ют­ся под и/или над ним ли­бо по обе­им сто­ро­нам от не­го (в ико­нах жи­тий­ных, «празд­ни­ков», Стра­стей Хри­сто­вых, чу­до­твор­ных об­ра­зов, дея­ний Св. Трои­цы, ака­фи­ста – напр., «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри с ака­фи­стом» из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, кон. 14 в., и др.).

Икона «Святой Сергий Радонежский с 30 клеймами». Сер. 17 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Москва).

В ви­зант. ико­но­пи­си клей­мам пред­ше­ст­во­ва­ли фри­зо­об­раз­ные ком­по­зи­ции на про­дол­го­ва­тых дос­ках-тем­п­ло­нах, по­явив­шие­ся в свя­зи с со­став­ле­ни­ем и пе­ре­ра­бот­кой сбор­ни­ков Четь­их-Ми­ней с жи­ти­я­ми свя­тых в 9–11 вв. Ино­гда жи­тий­ные ком­по­зи­ции раз­ме­ща­лись на бо­ко­вых створ­ках трип­ти­ха. По ср.-век. тра­ди­ции клей­ма чи­та­лись сле­ва на­пра­во по ря­дам. По­зд­нее по­ря­док чте­ния мог ус­лож­нять­ся: го­ри­зон­таль­ное чте­ние (по ря­дам) ино­гда со­че­та­лось с вер­ти­каль­ным (по стол­б­цам). Ниж­ний ряд обыч­но за­вер­ша­ет­ся сце­ной ус­пе­ния (у му­че­ни­ков – каз­ни) или по­гре­бе­ния («Св. Ека­те­ри­на с жи­ти­ем в 12 клей­мах», нач. 13 в., мон. Св. Ека­те­ри­ны на Синае). Боль­шое рас­про­стра­не­ние К. и. по­лу­чи­ли в рус. ико­но­пи­си, от­час­ти за­ме­няя фре­ско­вые цик­лы, от­сут­ст­вую­щие в де­рев. хра­мах. Стрем­ле­ние к пол­но­те по­ве­ст­во­ва­ния при­ве­ло в 16–17 вв. к соз­да­нию икон с боль­шим ко­ли­че­ст­вом К. и., раз­ме­щён­ных в 2 и бо­лее ря­дов и столб­цов («Пре­по­доб­ные Зо­си­ма и Сав­ва­тий, с жи­ти­ем в 56 клей­мах», 1550–60-е гг., ГИМ; ра­ма от ико­ны «Св. Вла­сий, епи­скоп Се­ва­стий­ский, с жи­ти­ем в 58 клей­мах», кон. 17 – нач. 18 вв., Яро­слав­ский ху­дож. му­зей, и др.). Не­смот­ря на по­яв­ле­ние в сер. 17 в. но­во­го ти­па икон, ко­гда сце­ны жи­тия рас­по­ла­га­ли в еди­ном про­стран­ст­ве с мо­ну­мен­таль­ной фи­гу­рой свя­то­го, ком­по­зи­ция со сред­ни­ком и клей­ма­ми ос­та­ёт­ся гл. ти­пом жи­тий­ной ико­ны.

Лит. см. при стать­ях Ико­на, Ико­но­пись.

Вернуться к началу