Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНСА́ЛВИШ

Авторы: Т. П. Каптерева
Н. Гонсалвиш. Фрагмент (портреты членов семьи герцогов Браганса) одной из правых створок «Алтаря Св. Винцента». 1465–67. Национальный музей старого искусства (Лиссабон).

ГОНСА́ЛВИШ (Gonçalves) Ну­ну, пор­туг. жи­во­пи­сец 2-й пол. 15 в. Воз­мож­но, учил­ся в Пор­ту­га­лии, за­тем во Флан­д­рии, где в Тур­не (цен­тре флам. ков­ро­де­лия) мог ра­бо­тать над кар­то­на­ми для шпа­лер. Со­глас­но до­ку­мен­там, в 1450 на­зна­чен при­двор­ным ху­дож­ни­ком пор­туг. ко­ро­ля Афон­су V; с 1471 офиц. гор. ху­дож­ник Лис­са­бо­на. Г. от­кры­ва­ет сво­им твор­че­ст­вом эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в пор­туг. жи­во­пи­си и яв­ля­ет­ся её гл. пред­ста­ви­те­лем. Его един­ст­вен­ное дос­то­вер­ное про­из­ве­де­ние – 6-ча­ст­ный «Ал­тарь Св. Вин­цен­та», соз­дан­ный для со­бо­ра в Лис­са­бо­не (1465–67, по др. дан­ным, 1472; ны­не – в Нац. му­зее ста­ро­го иск-ва, Лис­са­бон). На ал­та­ре изо­бра­жён св. Вин­цент, по­кро­ви­тель Лис­са­бо­на и Пор­ту­га­лии, ко­то­ро­му по­кло­ня­ют­ся ко­роль и пред­ста­ви­те­ли ко­ро­лев­ско­го до­ма, ры­цар­ст­ва, ду­хо­вен­ст­ва, мо­ря­ков, ры­ба­ков. Фи­гу­ры, поч­ти в на­ту­раль­ный рост, раз­ме­ще­ны од­на над дру­гой в трёх ус­лов­ных зо­нах и пред­став­ля­ют га­ле­рею ост­ро­ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ных порт­ре­тов. По са­мо­му ти­пу ал­та­ря с его дра­го­цен­ны­ми сияю­щи­ми крас­ка­ми, по кон­крет­но­сти ми­ро­вос­прия­тия по­ли­птих об­на­ру­жи­ва­ет бли­зость к про­из­ве­де­ни­ям ни­дерл. мас­те­ров (за­мет­но влия­ние тра­ди­ций Я. ван Эй­ка, ко­то­рый в 1428 по­се­тил Пор­ту­га­лию); од­на­ко сте­пень ху­дож. обоб­ще­ния, ис­пол­нен­ные зна­чи­тель­но­сти че­ло­ве­че­ские об­ра­зы, уме­ние ор­га­ни­зо­вать круп­ные жи­во­пис­ные и пла­сти­че­ские мас­сы сбли­жа­ют Г. с иск-вом итал. кват­ро­чен­то. Из ис­точ­ни­ков из­вест­но, что Г. соз­дал в Пор­ту­га­лии ал­тарь для ка­пел­лы ко­ро­лев­ско­го двор­ца в Син­тре (1470) и «Би­че­ва­ние Хри­ста» для мон. Св. Трои­цы в Лис­са­бо­не (оба не сохр.).

Лит.: Fiqueiredo J. de O. Pintor Nuno Gon­çal­ves. Lisboa, 1910; Mendes da Cunha Sara­iva J. Os Paneis do Infante Santo. Leiria, 1925; San­tos R. dos. Nuno Gonçalves. N. Y., 1955; Gus­mãо A. de. Nuno Gonçalves. Lisboa, 1957; Car­valho J. Ico­nografia e simbólica do polip­tico São Vicente de Fora. Lisboa, 1965; Его­ро­ва М. Ал­тарь Св. Вин­цен­та ра­бо­ты Ну­ну Гон­сал­ви­ша // Ис­кус­ст­во. 1968. № 2; Markl D. O retábulo de São Vicente de Sé de Lisboa e os documentos. Lis­boa, 1988; Кап­те­ре­ва Т. П. Ис­кус­ст­во Пор­ту­га­лии. М., 1990.

Вернуться к началу