Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОДЕ́ЛЬ

Модель Смольного монастыря в С.-Петербурге. Исполнена по проекту Б. Ф. Растрелли группой мастеров под руководством Я. Лоренца. Окрашенное дерево, позолота, свинец, гипс. 1750–56. Научно-исследовательс...

МОДЕ́ЛЬ, в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве: 1) изо­бра­жае­мый объ­ект (на­тур­щик, «на­ту­ра», порт­ре­ти­руе­мый); 2) в скульп­ту­ре (итал. mo­dello) – пол­но­мас­штаб­ный 3-мер­ный про­об­раз бу­ду­ще­го про­из­ве­де­ния [в про­ти­во­по­лож­ность бо­цет­то (итал. bozzetto), пер­во­на­чаль­но­му скульп­тур­но­му на­бро­ску не­боль­шо­го раз­ме­ра], как пра­ви­ло вы­пол­нен­ный в не­до­ро­гом и не­дол­го­веч­ном ма­те­риа­ле (гли­на, воск, гипс). В ка­мен­ной скульп­ту­ре М. вы­пол­ня­ет роль об­раз­ца; в тех­ни­ках ли­тья с М. (в мас­шта­бе 1:1) сни­ма­ет­ся фор­ма для от­лив­ки, в этом слу­чае в ка­че­ст­ве М. мо­жет ис­поль­зо­вать­ся др. за­кон­чен­ное скульп­тур­ное про­из­ве­де­ние. 3) Ар­хит. ма­кет, объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ное изо­бра­же­ние в умень­шен­ном мас­шта­бе про­ек­ти­руе­мо­го или уже по­стро­ен­но­го зда­ния, ар­хит. ан­самб­ля, го­ро­да или его рай­она, объ­ек­та ланд­шафт­ной ар­хи­тек­ту­ры (час­тич­но или пол­но­стью). Ис­поль­зу­ет­ся в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния для про­вер­ки вы­бран­но­го ком­по­зи­ци­он­но­го ре­ше­ния и пр., при пред­став­ле­нии про­ек­та за­каз­чи­ку (напр., М. Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца В. И. Ба­же­но­ва, 1769–73, Му­зей ар­хи­тек­ту­ры им. А. В. Щу­се­ва, Мо­ск­ва), в об­ра­зо­ват. про­цес­се. Так­же со­зда­ют­ся М. час­тей зда­ния в мас­шта­бе 1: 1.

Лит.: Borzello F. The artist’s model. L., 1982; Hohauser S., Demchyshyn H. Architectural and interior models. 2nd ed. N. Y., 1984; Witt­kower R. Sculpture: processes and principles. Harmondsworth, 1986; Рев­зи­на Ю. Е. Ин­ст­ру­мен­та­рий про­ек­та. От Аль­бер­ти до Ска­моц­ци. М., 2003; Smith A. C. Architectural model as machine: a new view of models from anti­quity to the pre­sent day. Oxf., 2004; Шу­ку­ро­ва А. Н. Ар­хи­тек­тур­ные мо­де­ли. Очер­ки ис­то­рии и ма­стер­ст­ва. М., 2011.

Вернуться к началу