МАХА́БАЛИПУРАМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАХА́БАЛИПУРАМ, архит. комплекс в Юж. Индии, штат Тамилнад. Расположен на Коромандельском берегу Индийского ок., в 59 км от г. Ченнаи. В древности М. носил назв. Мамаллапурам, был важным портовым городом с первых веков н. э. (ныне дер. Махабалипурам). Комплекс храмов М. датируется временем правления династии Паллавов и представляет ранний этап развития дравидийской архитектуры (см. Дравиды).
Большую часть комплекса составляют сооружения, высеченные из огромных валунов, а также выступов скалы (10 пещерных храмов и 8 ратх); есть также постройки из тёсаного камня. Ратхи (санскр. – колесница) – монолитные святилища, высеченные из камня наподобие скульптуры и имитирующие дерев. строения разных типов (их внутр. помещения чрезвычайно малы); группа этих сооружений была создана, вероятно, в правление Мамалла I (сер. 7 в.; см. иллюстрации к ст. Индия). Они носят имена героев «Махабхараты» (эти названия – поздние, изначальные не сохранились): братьев Пандавов, их жены Драупади, а также Ганеши. Драупади-ратха – самая миниатюрная (основание 3,4 × 3,4 м, выс. 5,5 м) и простая по архитектуре, 4-скатная крыша имитирует тростниковую кровлю деревенского жилища. Их архитектура отразила влияние буддийского зодчества (одна из ратх повторяет архитектуру святилища-чайтья, другая – вихары). Пещерные храмы-мандапы небольшие, простые по конструкции: внутр. пространство отграничено 2 или 4 столбами, часто поддерживаемыми мифич. существами яли; в глубине зала, на центр. оси располагается тёмное тесное святилище (Вараха-мандапа, сер. 7 в.), иногда три святилища (Тримурти-мандапа, 2-я пол. 7 в.).
В комплекс входит также прибрежный храм Шивы (кон. 7 – нач. 8 вв.) – самый ранний сохранившийся юж.-инд. храм в каменной кладке. Он имеет 2 святилища, ориентированные на восток и на запад, над которыми возвышаются 2 ступенчатые башни-шикхары (в древности храм служил также маяком). Окружает храм стена со скульптурными изображениями лежащих быков Нанди – ездовых животных бога Шивы. Часть ансамбля храма сейчас находится под водой.
Стены ратх и пещерных храмов декорированы многочисл. рельефами с изображениями мифологич. сцен на сюжеты эпоса и пуран, животных (слонов и обезьян), также портретами представителей правящей династии. Некоторые рельефы расположены отдельно; наиболее известен гигантский многофигурный барельеф «Нисхождение реки Ганг на землю» (1-я пол. 7 в.; длина ок. 40 м) на поверхности отвесной скалы. М. включён в список Всемирного наследия.