МАТЕ́РА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТЕ́РА (Matera), город на Юге Италии, в обл. Базиликата, адм. центр пров. Матера. Нас. 61,3 тыс. чел. (2010). Расположен в пределах плато Ле-Мурдже, на зап. склоне каньона Гравина-ди-Матера, на выс. ок. 400 м. Автомобильное сообщение с др. городами страны. Ж.-д. линия Матера – Бари. Ближайший аэропорт – в Бари.
Основан греками, в сер. 3 в. до н. э. завоёван римлянами; получил назв. Матеола. Ок. 664 н. э. вошёл в состав Лангобардского королевства, принадлежал фактически независимому герцогству Беневенто. В 849 при разделе Беневенто отошёл к кн-ву Салерно, вскоре завоёван арабами, в 867 захвачен и разграблен войсками франкского имп. Людовика II (855–875). С 891 в составе Византии, в 996 на короткое время захвачен арабами. Пострадал от мн. землетрясений (990, 1253, 1456, 1980). В 1042 поддержал норманнов в войне с визант. войсками, однако уже в 1043 вновь под властью Византии. В 1064 завоёван гр. Р. ди Монтескальозо, после смерти которого в 1080 отошёл к графству Конверсано. С 15 в. под властью арагонской династии и баронов (с 1497 графов) Трамонтано. В 1504 вошёл в состав Сицилий обеих королевства: до 1514 центр одноим. графства, в 1514–1638 часть владений рода Орсини, в 1663–1806 столица обл. Базиликата. С 1860 в составе Пьемонта, с 1861 в Итал. гос-ве, в 1927 стал адм. центром одноим. провинции.
С 7–8 вв. сюда переселялись монахи-василиане, монахи с Ближнего Востока, из Малой Азии и Греции (в т. ч. во время иконоборчества), создававшие в М. и её окрестностях монастыри, скиты и церкви (ныне известно св. 150 скальных церквей), в которых объединялись традиции зодчества и монументальной живописи Италии, Анатолии, Сирии и др. родных мест переселенцев. 2.7.1389 папа Урбан VI установил здесь ежегодный праздник в честь Мадонны делла Бруна.
Старый город, расположенный на склонах скал, состоит из кварталов пещерных и полупещерных жилищ (сасси), заселённых с неолита и покинутых преим. в 1950-е гг. (после декрета о выселении 1952). Эти кварталы с узкими переулками, лестницами, амбарами и водяными цистернами сгруппированы в 2 района – Сассо-Кавеозо и Сассо-Баризано. Между ними на возвышенности находятся башни и ворота быв. укреплений, собор Санта-Мария-делла-Бруна в апулийском романском стиле (1268–70; фрески 13–14 вв.; алтарная композиция Ф. Сантафеде «Богоматерь с Младенцем и святыми» – 1580, Благовещенская капелла – кон. 16 в.) с высокой колокольней. В Сассо-Баризано: скальная церковь Сан-Пьетро-Баризано (ок. 10 в., фасад и колокольня – 18 в.), монастырский комплекс (основан в 10–11 вв.) с церквами Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Гречи (визант. фрески). В Сассо-Кавеозо: мон. Св. Антония с 4 скальными церквами (Сант-Антонио-Аббате, Сан-Донато со ср.-век. фресками, Сант-Элиджо и Сан-Примо); скальные церкви Сан-Пьетро-ин-Монтерроне, Санта-Барбара (9–10 вв.; ср.-век. фрески), Санта-Лучия-алле-Мальве (фрески 12 в.) быв. бенедиктинского монастыря (основан не позднее 8 в.); ц. Санта-Мария-ди-Идрис (Богоматери Одигитрии) с небольшой колокольней и пещерной криптой Сан-Джованни-ин-Монтерроне (фрески визант. иконографии, преим. 12–13 вв.), барочная ц. Сан-Пьетро-Кавеозо (перестроена в 1706).
На сев. окраине города – 3-нефная скальная ц. Санта-Мария-делла-Валле (росписи 13–14 вв.). В Парке скальных церквей пров. Матера (на противоположной стороне каньона) также расположены церкви и крипты: Первородного греха (фрески 10 в.), Христа Лесной чащи (фрески 12 в.), Мадонна-делла-Кроче (фрески 11 в.) и др. Сасси и скальные церкви М. включены в список Всемирного наследия.
К кварталам Сасси примыкают районы со ср.-век. и барочными наземными постройками: церкви Св. Франциска Ассизского (1248, перестроена в 1670; в интерьере – скальная ц. Святых Петра и Павла; полиптихи 15 в., венецианские художники Б. Виварини, Л. Бастиани), Св. Доминика (1230) и Св. Иоанна Крестителя (1233; обе в романском стиле), Матер-Домини (1680, принадлежала Мальтийскому ордену), Св. Лючии, Благовещения, Св. Роха (все 17–18 вв.), позднебарочная ц. Пургаторио (1725–47). Замок Трамонтано с донжоном и 2 башнями (с кон. 15 в.), палаццо 17–19 вв. К западу от каньона развивается новый город с прямыми улицами и совр. жилыми и гражд. постройками.
Отделение Ун-та Базиликаты в Потенце. Нац. музей Д. Ридола (1911; в быв. мон. Св. Клары, 1698; археологич. собрание; минералогия, палеонтология, история края и др.), Нац. музей ср.-век. и совр. иск-ва Базиликаты и Пинакотека Д’Эррико (в Палаццо Ланфранки, 1668; живопись преим. неаполитанской школы 17–18 вв.), Музей совр. скульптуры (2006; в Палаццо Помаричи, 17 в.). Консерватория им. Э. Р. Дуни (композитор 18 в., уроженец М.; в Палаццо дель-Седиле с 2 башнями – колокольнями, 1779). Ежегодно проводятся муз. фестивали «La Rassegna Polifonica Petra Matrix» и им. Э. Р. Дуни.
М. – центр туризма. Пром. предприятия небольшие, построены в осн. в 1950–1960-е гг. по гос. Плану индустриализации Юга. Произ-во ж.-д. оборудования (компания «Ferrosud S. p. A.»), стройматериалов, мягкой мебели (кластер профильных предприятий в полосе Матера – Бари), электротехнич. изделий, а также оливкового масла, вин, макарон, фруктовых и овощных консервов. Ремесленное изготовление изделий из папье-маше, терракоты, туфа, металлов.