Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИОТА́Р ЖАН ЭТЬЕНН

Ж. Э. Лиотар. Портрет принцессы Марии Аделаиды. 1753. Галерея Уффици (Флоренция).

ЛИОТА́Р (Liotard) Жан Эть­енн (22.12.1702, Же­не­ва – 12.6.1789, там же), швейц. жи­во­пи­сец. Учил­ся в Же­не­ве у ми­ниа­тю­ри­ста Д. Гар­де­ля, в Па­ри­же (1723–26) у Ж. Б. Мас­се. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал; ра­бо­тал в Па­ри­же (до 1735, 1748–53, 1771–72), Неа­по­ле, Ри­ме и Фло­рен­ции (1736–37), Кон­стан­ти­но­по­ле (1738–42), Ве­не (1743–45, 1762, 1777–78), Ве­не­ции, Дарм­штад­те (1746), Же­не­ве (1746, 1757, с 1778), Лон­до­не (1753–55, 1773–75), Делф­те, Ам­стер­да­ме, Гаа­ге (1755–56). Соз­да­вал изы­скан­ные, тща­тель­но вы­пи­сан­ные, тон­кие и мяг­кие по ко­ло­ри­ту пас­тель­ные порт­ре­ты – «Пре­крас­ная шо­ко­лад­ни­ца» (ок. 1744–45, КГ, Дрез­ден), имп. Ма­рия Те­ре­зия (1744, Двор­цо­вый му­зей, Вей­мар), ав­то­порт­ре­ты («В ту­рец­ком кос­тю­ме», 1744, там же, ва­ри­ан­ты – КГ, Дрез­ден, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция; 1773, Му­зей иск-ва и ис­то­рии, Же­не­ва), порт­ре­ты ма­де­муа­зель Ла­вер­нье (1746; КГ, Дрез­ден), ма­дам д’Эпине (ок. 1759, Му­зей иск-ва и ис­то­рии, Же­не­ва), один­на­дца­ти де­тей имп. Ма­рии Те­ре­зии (1762; все – там же). Ис­пол­нял так­же пей­за­жи, пу­те­вые за­ри­сов­ки и жан­ро­вые ри­сун­ки («Тур­чан­ка с ра­бы­ней», там же). В 1780-е гг. об­ра­тил­ся к жан­ру на­тюр­мор­та; со­вер­шен­ст­во ком­по­зи­ции, про­сто­та мо­ти­ва и кра­со­та ко­ло­ри­та по­зво­ля­ли со­вре­мен­ни­кам счи­тать Л. со­пер­ни­ком Ж. Б. С. Шар­де­на. Ав­тор «Трак­та­та о прин­ци­пах и пра­ви­лах жи­во­пи­си» («Traité des principes et des règles de la peinture», 1781).

Лит.: Fosca F. La vie, les voyages et les œuv­res de J.-E. Liotard. Lausanne; P., 1956; Зо­ло­тов Ю. К. Фран­цуз­ский порт­рет XVIII в. М., 1968; L’opera completa di Liotard / Coord. R. Loche, M. Röthlisberger. Mil., 1978; J.-E. Liotard. (Kat.). Z., 1978; Dessins de Liotard. (Cat.). P.; Gen., 1992.

Вернуться к началу