КРИ́СТУС ПЕТРУС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́СТУС (Christus) Петрус (ок. 1410 или 1420, Барле, близ Гента – между 1475 и 1476, Брюгге), нидерл. живописец. Сведения о жизни К. немногочисленны; в 1444 получил звание мастера в Брюгге; жил там же. Вероятно, был учеником Я. ван Эйка и закончил некоторые незавершённые произведения учителя («Св. Иероним», ок. 1435, Ин-т искусств, Детройт; «Мадонна с Младенцем и святыми», ок. 1450, собрание Фрик, Нью-Йорк). Наследие К. включает созданные преим. между 1446 и 1457 алтарные композиции и портреты. Среди них наиболее значительны: портреты монаха-картезианца [1446, Метрополитен-музей (собрание Леманн), Нью-Йорк] и Э. Граймстона, англ. посланника при дворе Филиппа Доброго (1446, Нац. галерея, Лондон); картина «Святой Элигий» (1449, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); две створки несохранившегося алтарного триптиха («Благовещение и Рождество» и «Страшный суд», 1452, Гос. музеи, Берлин); композиция «Мадонна с Младенцем, святыми Франциском и Иеронимом» (1457, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне).
В своём иск-ве К. соединил приёмы предшественников: от Я. ван Эйка унаследовал элементы жанровости в религ. композиции, объёмность моделировки фигур, уравновешенность композиции; от Рогира ван дер Вейдена – жёсткость моделировки форм, обострённую образную эмоциональность. Священные персонажи в его картинах нередко помещены в пространство обыденной реальности (напр., св. Элигий изображён в интерьере ювелирной мастерской, где два покупателя выбирают украшения). В своих портретах К. использует традиц. для нидерл. живописи 15 в. композиц. схему погрудного трёхчетвертного изображения, но общий характер модели в портретах К. становится более простым, приближенным к зрителю.