КО́ПЛИ ДЖОН СИНГЛТОН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПЛИ (Copley) Джон Синглтон [3.7.1738, Бостон (?) – 9.9.1815, Лондон], амер. живописец. Крупнейший амер. портретист колониального периода. Обучался технике гравюры и композиции у своего отчима, гравёра и портретиста П. Пелема, испытал влияние рокайльной портретной живописи англ. худ. Дж. Блэкберна, работавшего в Бостоне, также иск-ва Б. Уэста. Жил в Бостоне до 1774. Определяющее воздействие на творчество К. оказала англ. портретная живопись (Г. Неллер, Дж. Рейнолдс, Дж. Ромни); оно сказалось в пристрастии К. к энергичному колориту, сильным тональным контрастам, выявлению игры светотени, строгости композиционных решений: «Пол Ревир» (1768, Музей изящных искусств, Бостон), «Миссис Дж. Бауэрс» (1767–70, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Автопортрет с женой» (1769, Музей изобразит. искусств, Винтертур), «Миссис Дж. Уинтроп» (1773, Метрополитен-музей) и др.
В 1774–75 К. совершил поездку в Италию (через Париж), где изучал антики и работы старых мастеров. С 1775 работал в Лондоне, в 1776–1812 выставлял картины в Королевской АХ. Исполнял портреты («Семья художника», 1776–77, Нац. галерея искусства, Вашингтон), в т. ч. по заказу двора («Дочери Георга III», 1785, Королевское собрание, Букингемский дворец). Был одним из первых мастеров историч. жанра в амер. и англ. живописи («Брук Уотсон и акула», 1778, Нац. галерея искусства, Вашингтон; «Смерть лорда Чатема», 1779–1781, галерея Тейт, Лондон; «Смерть майора Пейрсона», 1782–84, там же; грандиозное полотно «Осада Гибралтара», 1783–91, Гилдхолл, Лондон); работал также в области пастельного портрета и портрета-миниатюры. Творчество К. повлияло на становление амер. живописи кон. 18 в. (Дж. Трамбалл, Г. Стюарт, Р. Эрл).