Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРИАТИ́ДА

Авторы: В. Г. Исаченко
Кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе. 421–406 до н. э. Фото А. И. Нагаева

КАРИАТИ́ДА (от греч. ϰαρυᾶτις, мн. ч. ϰαruάτιδες, букв. – ка­рий­ская; жри­ца хра­ма Ар­те­ми­ды в Ка­ри­ях, в обл. Ла­ко­ни­ка Древ­ней Гре­ции), тек­то­ни­чес­кая фи­гу­ра, скульп­тур­ное изо­бра­же­ние стоя­щей за­дра­пи­ро­ван­ной жен­ской фи­гу­ры, под­дер­жи­ваю­щей бал­ку пе­ре­кры­тия в зда­нии. Кон­струк­тив­ная функ­ция от­ли­ча­ет К. от ко­ры; К. за­ме­ня­ет (в ка­чест­ве опо­ры ан­та­бле­мен­та) ко­лон­ну или пи­ля­ст­ру; ис­поль­зу­ет­ся так­же как эле­мент де­ко­ра­тив­но­го офор­мле­ния. К. впер­вые поя­ви­лась в ар­хи­тек­ту­ре Древ­ней Гре­ции (т. н. пор­тик ка­риа­тид хра­ма Эрех­тей­он на афин­ском Ак­ро­по­ле, 421–406 до н. э.). По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние так­же в зод­че­ст­ве Воз­ро­ж­де­ния (см. илл. к ст. Ж. Гу­жон) и по­сле­дую­щих эпох; ис­поль­зо­ва­лась в про­из­ве­де­ни­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. Жен­ская фи­гу­ра с кор­зи­ной пло­дов или цве­тов на го­ло­ве на­зы­ва­ет­ся ка­не­фо­рой. Ана­лог К. в ви­де муж­ской фи­гу­ры – ат­лант

Вернуться к началу