ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКИЙ СТИЛЬ, елизаветинское Возрождение (Elizabethan style, Elizabethan Renaissance), стиль англ. архитектуры и искусства 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. Совпадает по времени с правлением королевы Елизаветы I Тюдор; иногда рассматривается как последняя фаза тюдоровского стиля.
В архитектуре Е. с. продолжал нац. традиции нач. 16 в., когда в постройках для знати в большей мере проявилось стремление к комфорту, чем к безопасности. В Е. с. заметно усилились влияния франц. Ренессанса, флам. маньеризма (и через их посредство – итал. Возрождения). Королевские по размаху дворцы англ. знати отличались цельностью объёмов, ясностью горизонтального членения фасадов, структура которых образована чётким ритмом ризалитов, больших прямоугольных окон и эркеров; внутр. помещения были сгруппированы симметричными блоками вокруг центр. 2-этажного холла. Особой роскошью отмечены интерьеры, в декоре которых приёмы англ. поздней готики сочетались с ренессансным орнаментом, широко использовались лепные украшения, росписи, резные дубовые стенные панели, богатая отделка потолков и каминов из цветного мрамора. Элементы ордера использовались скорее как декоративная, чем конструктивная система, что нередко придавало зданиям эклектич. и несколько причудливый характер (Берли-хаус, ныне в Кембриджшире, 1555–64 и 1577–87, – здание с каминными трубами в виде ионических колонн); в планах зданий, помимо распространённых форм (в виде литер П, Н, Е), использовались экзотические (в виде инициалов заказчика; т. н. Треугольная Лоджия в Нортгемптоншире, ок. 1595, и др.).
К знаменитым постройкам Е. с. относятся Лонглит-хаус в Уилтшире (1568–1580, архитекторы Р. Смитсон и Дж. Тинн), Керби-холл в Нортгемптоншире (1570–75, арх. Дж. Торп; строился до 1590, ныне частично в руинах), Уоллатон-холл в Ноттингемшире (ок. 1580–1588, Смитсон), Монтакьют-хаус в Сомерсетшире (1580–99), а также Хардуик-холл в Дербишире (1590–97, Смитсон), в котором характерное для Е. с. преобладание над стеной громадных окон с мелкой сеткой переплётов доведено до максимума, а силуэт здания акцентирован башнями, завершающимися ажурными каменными фронтонами.
Тяготея к единству предметного ансамбля, Е. с. нашёл отражение в декоративно-прикладном иск-ве. В мебели (преим. из дуба) преобладают массивные формы, нередко использован обширный арсенал архит. мотивов. Расцвета достигают ювелирное иск-во и англ. шитьё (т. н. opus anglicanum) в духе декоративных панно. В области моды (запечатлённой в живописи) Е. с. характеризуется тяготением к элегантности, подчёркиванию удлинённых форм, пристрастием к облегающим камзолам, огромным воротникам, обрамлявшим лицо, и т. п.
Живописцы Е. с., работавшие гл. обр. в жанрах парадного портрета и портретной миниатюры (Н. Хиллиард, Г. Говер, М. Герартс, А. Оливер), сознательно ориентировались на творчество Х. Хольбейна Младшего, франц. и нидерл. образцы; их работам присущи ювелирная тщательность исполнения, подчёркнутое внимание к деталям костюма и аксессуарам, декоративное использование цвета; влияние ср.-век. традиций ощутимо в плоскостности и линейном графизме.